Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Истребители

1914-1921
1922-1935
1936-1945
1946-1961
1962-1975
1976-1991
1991-2004
ИСТРЕБИТЕЛЬ, боевой самолёт, предназначенный для уничтожения самолётов и беспилотных средств противника в воздухе. Может также привлекаться для поражения наземных (морских) целей и воздушной разведки.

истребители

Основным видом боевых действий истребителя является воздушный бой. Истребители начали применяться в годы Первой Мировой войны против самолётов, дирижаблей и аэростатов. По сравнению с разведчиками и бомбардировщиками того времени истребители имели значительно большую скорость и высокую манёвренность, были вооружены одним-двумя пулемётами, а отдельные истребители - авиационными пушками. Это обеспечивало им огневое и тактическое превосходство над летательными аппаратами иного назначения.

Совершенствование истребителей шло по линии улучшения их основных боевых свойств. Постоянно возрастали скоростные, манёвренные и другие лётные характеристики. Это было результатом повышения мощности двигателей, разработки более совершенных аэродинамических форм и применения новых материалов, которые позволяли создавать лёгкие и достаточно прочные конструкции, способные выдерживать значительные перегрузки. Необходимость достижения высоких лётных характеристик истребителей ограничивала их полётную массу, все они, как правило, были одноместными.

Классическими образцами истребителей периода Второй Мировой войны были советские самолёты, созданные под руководством А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, А. И. Микояна, которые по своим основным боевым свойствам превосходили немецко-фашистские Ме-109 и FW-190. Советские самолёты Як-3, Як-9, Ла-7, Ла-9 имели лётные характеристики, близкие к предельным для самолётов с поршневым двигателем.

Во время Второй Мировой войны в английской авиации применялись И. «Харрикейн» и «Спитфайр», в американской - Р-38 «Лайтнинг», Р-39 «Эркобра», Р-47 «Тандерболт» и Р-51 «Мустанг».

Дальнейший значительный рост скорости и высоты полёта был достигнут благодаря применению реактивного двигателя. В СССР истребители с ракетным двигателем совершил первые испытательные полёты весной 1942. В послевоенные годы реактивные истребители, разработанные в конструкторских коллективах под руководством А. И. Микояна, А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина, стали строиться в Советском Союзе серийно. Применение реактивных двигателей позволило не только преодолеть звуковой барьер, но и получить скорости полёта, в несколько раз превышающие скорость звука.

Развитие радиоэлектроники обеспечило второй качественный скачок в совершенствовании истребителей: появилась возможность поражать цели в облаках и ночью при отсутствии их визуальной видимости с помощью бортового радиолокационного прицела. Дальнейшее совершенствование прицелов позволило резко увеличить дальность обнаружения воздушных целей, а применение наземных и бортовых радиотехнических средств - выполнять полёты в сложных погодных условиях, днём и ночью, с заходом на посадку по приборам, при отсутствии визуальной видимости аэродрома. Появление управляемых и самонаводящихся авиационных ракет в качестве основного оружия истребителя значительно увеличило дальность и мощь огневого воздействия по воздушным целям. Это был новый скачок в развитии истребительной авиации.

В связи с усложнением задач, стоявших перед авиацией, в конце 40-х гг. были созданы специализированные истребители - истребители-бомбардировщики и истребители-перехватчики.

Авиация ряда зарубежных стран имеет на вооружении так называемые тактические истребители, которые в зависимости от стоящих задач могут использоваться как истребители-бомбардировщики или как истребители-перехватчики.

Современные истребители являются реактивными сверхзвуковыми всепогодными ракетоносцами. Они способны уничтожать воздушного противника мощными ракетными ударами с больших дальностей при отсутствии визуальной видимости или вести ближний манёвренный воздушный бой с применением как артиллерийского, так и ракетного вооружения. Применение управляемых ракет позволяет дополнять манёвренные характеристики самолёта манёвром самих средств поражения, уничтожать воздушные цели, летящие на больших скоростях и высотах.

Основные элементы современного истребителя: планер самолёта, в котором размещаются кабина экипажа, двигатели, оборудование, горючее и вооружение; один или два реактивных двигателя; комплекс радиоэлектронного и другого специального оборудования, обеспечивающий жизнедеятельность экипажа, функционирование двигателей и вооружения в полёте, ракетное и артиллерийского вооружение. На современном истребителе, как правило, имеется бомбардировочное и ракетное вооружение, что позволяет при необходимости поражать и наземные цели.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК, разновидность истребителя, способного уничтожать воздушные цели в любую погоду днём н ночью на малых высотах и в стратосфере, на значительном удалении от обороняемых объектов и обладающего повышенным радиусом действия, увеличенной дальностью применения БРЛП и управляемых ракет.

Термин «истребитель-перехватчик» появился в советской военной литературе в конце 40-х гг. 20 века в связи с оснащением некоторых типов истребителей бортовыми радиолокационными прицелами (БРЛП), которые позволяли обнаруживать и поражать воздушные цели при отсутствии их визуальной видимости. Истребители-перехватчики могли вести боевые действия в более сложных метеорологических условиях, чем обычные истребители. Усложнившиеся условия полёта потребовали специальной подготовки лётчиков-перехватчиков для одноместных машин и создания двухместных истребителей-перехватчиков. В двухместном истребителе-перехватчике командир экипажа сосредотачивал основное внимание на ведении боевых действий, а второй член экипажа выполнял функции оператора по работе с бортовым радиотехническим оборудованием.

К середине 70-х гг. научно-технический прогресс в военном деле, особенно в области электроники, создал условия для оснащения истребителя-перехватчика БРЛП с большой дальностью действия, что значительно повысило боевую эффективность истребителя-перехватчика. Увеличение объёма и разнообразие боевых задач привели к созданию истребителей-перехватчиков, способных уничтожать воздушные цели в любую погоду днём н ночью на малых высотах и в стратосфере, на значительном удалении от обороняемых объектов.

Современные истребители-перехватчики отличается от других типов истребителей повышенным радиусом действия, увеличенной дальностью применения БРЛП и управляемых ракет, большей специализацией по условиям боевого применения и характеру поражаемых целей (например, действия по крылатым ракетам с малой отражающей поверхностью, уничтожение аэростатов).

В связи с необходимостью развития специальных характеристик некоторые типы современных истребителей-перехватчиков не имеют стрелково-пушечного вооружения, недостаточно приспособлены к ведению манёвренного воздушного боя, а также к полётам с грунтовых аэродромов.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК, боевой самолёт, предназначенный для уничтожения малоразмерных и подвижных наземных (морских) целей (ракетно-ядерных средств, танков, артиллерии, автомашин, складов, переправ и т. п.). Может также привлекаться для борьбы с самолётами, вертолётами и беспилотными средствами противника в воздухе.

Термин «истребитель-бомбардировщик» стал впервые применяться в США в конце 40-х гг., а в советских ВВС - с 50-х. Истребители-бомбардировщики широко использовались американских ВВС во время войны во Вьетнаме, а также обеими сторонами во время боевых действий на Ближнем Востоке в 1967 и 1973. В начале 70-х гг. в американской и западноевропейской литературе термин «истребитель-бомбардировщик» был заменён более широким понятием «тактический истребитель».

Исходя из выполняемых задач истребители-бомбардировщики имеют бортовое оборудование для действий по наземным и воздушным целям, набор различных вариантов съёмного вооружения. Их лётно-технические характеристики близки к данным истребителей-перехватчиков. Для действий по наземным целям истребители-бомбардировщики снаряжаются ядерными и обычными авиационными бомбами, зажигательными баками, управляемыми и неуправляемыми авиационными ракетами «воздух - поверхность». Для поражения воздушных целей применяются ракеты «воздух - воздух». Стрелково-пушечное вооружение может использоваться против всех видов целей. Электронное оборудование истребителя-бомбардировщика включает радиолокационный или оптический прицел; систему для автоматического бомбометания с малых высот; инерциальную и радионавигационную системы; аппаратуру, обеспечивающую полёт в сложных метеорологических условиях днём и ночью (в т. ч. и на малых высотах). Для противодействия средствам ПВО. Истребитель-бомбардировщик может иметь бортовой радиоэлектронный комплекс обороны, включающий станцию непосредственной разведки, самолётную ЭВМ, станции активных и пассивных помех.
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации