Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Турбореактивные двигатели (двухконтурный)


ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДВУХКОНТУРНЫЙ создаёт тягу за счёт реакции выходящих из реактивного сопла газов, а также за счет поступаления части воздуха от компрессора низкого давления (вентилятора), что увеличивает общую массу воздуха, участвующего в создании силы тяги.

турбореактивные двигатели двухконтурные

Широкое распространение получили турбореактивные двигатели двухконтурные без форсажной камеры (ТРДД) для самолётов с дозвуковой скоростью полёта и с форсажной камерой (ТРДДФ) для самолётов со сверхзвуковой скоростью полёта. ТРДД и ТРДДФ конструируют как по двухвальной, так и по трёхвальной схеме. В наружный контур двигателя часть воздуха (тем большая, чем больше степень двухконтурности) поступает от компрессора низкого давления (вентилятора), что увеличивает общую массу воздуха, участвующего в создании силы тяги. Это позволяет повысить экономичность ТРДД во всём эксплуатационном диапазоне высот и скоростей полёта ЛА.

ТРДД с большими степенями двухконтурности применяются на транспортных самолётах, а ТРДДФ с малыми степенями двухконтурности - на сверхзвуковых самолётах. Одновременное улучшение характеристик двигателей на малых и больших скоростях полёта ЛА достигается увеличением числа регулирующих факторов, что имеет место в турбореактивных двухконтурных двигателях с изменяемым рабочим процессом (ТРДДИ и ТРДД ФИ), а также в турбореактивных трёхконтурных двигателях (ТРТД).

ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТВлД), авиационный газотурбинный двигатель, создающий основную силу тяги воздушной струёй, образуемой вентилятором (компрессором низкого давления).

ТВлД является разновидностью двухконтурного турбореактивного двигателя - ДТРД. Воздух, поступающий в ТВлД и ДТРД, делится на два потока: внутренний - в первом контуре и внешний - во втором. У ТВлД через второй контур проходит в 10–12 раз больше воздуха, чем через первый. ТВлД состоит из вентилятора (компрессора низкого давления), турбокомпрессора, камеры сгорания, выходного сопла. Наибольшее распространение получили ТВлД в двухроторном варианте с многоступенчатой турбиной: первые её ступени, составляющие «турбину высокого давления», вращают компрессор высокого давления, последние ступени ( «турбина низкого давления») вращают вентилятор.

По своим характеристикам ТВлД занимают промежуточное положение между одноконтурными турбореактивными (ТРД) и турбовинтовыми двигателями (ТВД). Основными преимуществами ТВлД по сравнению с одноконтурными ТРД являются высокая экономичность и улучшенные характеристики тяги при взлёте, малых и средних скоростях полёта, а перед ТВД - улучшенные скоростные и высотные характеристики. В 70-х гг. ТВлД находят всё более широкое применение на пассажирских и транспортных самолётах. Так, на аэробусе Ил-86 установлены четыре ТВлД НК-86 с тягой около 128 кН (13000 кгс), разработанные под руководством Н. Д. Кузнецова. На самолёте Ил-76 имеются четыре ТВлД Д-ЗОКП с несколько меньшей тягой, созданные в КБ во главе с П. А. Соловьёвым [Д-ЗОКУ с тягой около ИЗ кН (11 500 кгс) используются на Ил-62М].
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации