ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДВУХКОНТУРНЫЙ создаёт тягу за счёт реакции
выходящих из реактивного сопла газов, а также за счет поступаления части воздуха
от компрессора низкого давления (вентилятора), что увеличивает общую массу
воздуха, участвующего в создании силы тяги.
Широкое распространение получили турбореактивные двигатели двухконтурные без
форсажной камеры (ТРДД) для самолётов с дозвуковой скоростью полёта и с
форсажной камерой (ТРДДФ) для самолётов со сверхзвуковой скоростью полёта. ТРДД
и ТРДДФ конструируют как по двухвальной, так и по трёхвальной схеме. В наружный
контур двигателя часть воздуха (тем большая, чем больше степень двухконтурности)
поступает от компрессора низкого давления (вентилятора), что увеличивает общую
массу воздуха, участвующего в создании силы тяги. Это позволяет повысить
экономичность ТРДД во всём эксплуатационном диапазоне высот и скоростей полёта
ЛА.
ТРДД с большими степенями двухконтурности применяются на транспортных самолётах,
а ТРДДФ с малыми степенями двухконтурности - на сверхзвуковых самолётах.
Одновременное улучшение характеристик двигателей на малых и больших скоростях
полёта ЛА достигается увеличением числа регулирующих факторов, что имеет место в
турбореактивных двухконтурных двигателях с изменяемым рабочим процессом (ТРДДИ и
ТРДД ФИ), а также в турбореактивных трёхконтурных двигателях (ТРТД).
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТВлД), авиационный газотурбинный двигатель,
создающий основную силу тяги воздушной струёй, образуемой вентилятором
(компрессором низкого давления).
ТВлД является разновидностью двухконтурного турбореактивного двигателя - ДТРД.
Воздух, поступающий в ТВлД и ДТРД, делится на два потока: внутренний - в первом
контуре и внешний - во втором. У ТВлД через второй контур проходит в 10–12 раз
больше воздуха, чем через первый. ТВлД состоит из вентилятора (компрессора
низкого давления), турбокомпрессора, камеры сгорания, выходного сопла.
Наибольшее распространение получили ТВлД в двухроторном варианте с
многоступенчатой турбиной: первые её ступени, составляющие «турбину высокого
давления», вращают компрессор высокого давления, последние ступени ( «турбина
низкого давления») вращают вентилятор.
По своим характеристикам ТВлД занимают промежуточное положение между
одноконтурными турбореактивными (ТРД) и турбовинтовыми двигателями (ТВД).
Основными преимуществами ТВлД по сравнению с одноконтурными ТРД являются высокая
экономичность и улучшенные характеристики тяги при взлёте, малых и средних
скоростях полёта, а перед ТВД - улучшенные скоростные и высотные характеристики.
В 70-х гг. ТВлД находят всё более широкое применение на пассажирских и
транспортных самолётах. Так, на аэробусе Ил-86 установлены четыре ТВлД НК-86 с
тягой около 128 кН (13000 кгс), разработанные под руководством Н. Д. Кузнецова.
На самолёте Ил-76 имеются четыре ТВлД Д-ЗОКП с несколько меньшей тягой,
созданные в КБ во главе с П. А. Соловьёвым [Д-ЗОКУ с тягой около ИЗ кН (11 500
кгс) используются на Ил-62М].