Военная авиация России
Военная авиация
Авиационное вооружение

Специальные самолеты

1946-1961
1962-1975
1976-1991
СПЕЦИАЛЬНЫМИ называются самолёты, предназначенные для обеспечения действий боевой авиации - истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, а также вспомогательные самолёты. 

специальные самолеты

САМОЛЁТ-ЗАПРАВЩИК, самолёт, предназначенный для дозаправки летательных аппаратов топливом в полёте.
В оборудовании самолёта-заправщика имеются дополнительные топливные баки, перекачивающий насос, гибкий шланг с конусом и датчиком топлива на конце, лебёдка для шланга. Некоторые самолёты-заправщики вместо шланга имеют жёсткую телескопию, штангу (трубу). Заправляемый самолёт должен иметь расположенный обычно в носовой части фюзеляжа топливоприёмник в виде телескопической штанги, вводимой в конус с датчиком топлива, или другое специальное приёмное устройство.

ДОЗАПРАВКА САМОЛЕТОВ в полёте, пополнение запасов топлива с другого, специально оборудованного самолёта для увеличения дальности полёта или времени нахождения в воздухе.
Первые опыты по дозаправке самолётов в полёте проводились в 1923 американскими лётчиками Смитом и Рихтером и носили рекламно-спортивный характер. В Сов. Союзе Д. с. впервые была осуществлена в 1933, когда самолёт-разведчик Р-5 дозаправлялся с бомбардировщика ТБ-1 с помощью системы, разработанной под руководством А. К. Запанованного. В Великобритании успешная дозаправка бомбардировщика проведена в 1934.

Во время Второй Мировой войны получали топливо в воздухе над Атлантическим океаном американские и английские бомбардировщики. С 50-60-х гг. дозаправка самолётов в полёте в полёте получила широкое применение во многих странах.

Наиболее распространена система дозаправки с гибким шлангом (типа «конус»). При этом на заправляемом самолёте имеется топливоприёмник с наконечником, а на самолёте-заправщике - топливный насос и барабан с гибким шлангом, на конце которого укреплён конус. Перед дозаправкой самолёт-заправщик выпускает шланг с конусом. Заправляемый самолёт пристраивается к заправщику и вводит топливоприёмник в конус. Затем включается насос для перекачки топлива. Все основные элементы системы «конус» могут быть конструктивно объединены в виде съёмного агрегата (обычно с ёмкостью для определённого количества топлива). Любой самолёт, оборудованный таким агрегатом, может использоваться в качестве заправщика.

Существует система дозаправки с помощью управляемой жёсткой телескопической трубы, расположенной в хвосте самолёта-заправщика. При этой системе основные операции по контактированию выполняет оператор заправщика.

Разработано также комбинированное устройство, представляющее собой сочетание штанги с коротким гибким шлангом, снабжённым конусом. Дозаправка самолётов в полёте значительно расширяет боевые возможности авиации, позволяет производить взлёт с уменьшенной полётной массой, увеличить полезную нагрузку, время нахождения в воздухе и тактический радиус действия. Практическое выполнение дозаправки самолётов в полёте требует высокого мастерства лётчиков.

САМОЛЁТ-МИШЕНЬ, беспилотный самолёт, используемый в качестве воздушной мишени при учебно-боевой стрельбе зенитной артиллерии, пусках зенитных и авиационных ракет.

В качестве самолётов-мишеней применяются специально разработанные или переоборудованные устаревшие самолёты. Они могут быть одноразового или многоразового применения. Самолёты-мишени оснащаются бортовым оборудованием и специальной аппаратурой: системой управления полётом (в т. ч. для программного или командного радиоуправления), устройствами для измерения точности стрельбы, радиотелеметрическими средствами для передачи параметров полёта на землю, оборудованием для имитации эффективной площади рассеяния. инфракрасного излучения типовых средств воздушного нападения противника, радиопомех и др.

Специальные самолёты-мишени могут выполнять пространственные маневры, присущие любым типам воздушных целей. Посадка самолётов-мишеней многоразового применения осуществляется на шасси с помощью парашютной системы, специальные лыжи или просто на фюзеляж. Особенности использования самолётов-мишеней определяются способом старта (с земли, с борта носителя, с наземной или корабельной пусковой установки) и способом управления - по программе или оператором. Для применения самолётов-мишеней необходим ряд вспомогательных технических средств, которые вместе с ним образуют мишенный комплекс.
Самолеты
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Реклама
кондитерская Славишна

(кондитерская Славишна - торты, пирожные и другие кондитерские изделия на заказ в Москве и Московской области)
Люди в авиации