1936-1945
1946-1961
1962-1975
1976-1991
1991-2004
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЁТ (ВТС), специально сконструированный и
оборудованный самолет, предназначенный для выброски (высадки) воздушных
десантов, перевозки войск, военной техники и материальных средств на большие
расстояния, а также эвакуации больных и раненых.
ВТС имеет ряд конструктивных отличий от других типов военных самолетов: грузовой
отсек (кабины) фюзеляжа с прочным полом, рассчитанный на перевозку тяжелых
грузов; большие грузовые люки для погрузки и выгрузки; подъемно-транспортное,
десантное , швартовочное и санитарное оборудование. ВТС подразделяются по
грузоподъемности и назначению.
По грузоподъёмности различают тяжелые, средние, легкие ВТС. Тяжелые ВТС
(грузоподъемность более 60 т) способны перевозить все основные виды оружия и
военной техники ВС и родов войск. Они эксплуатируются с бетонных ВПП 1-го и 2-го
классов, могут совершать посадку на специально оборудованные грунтовые ВПП. К
ВТС этого типа относятся Ан-124, Ан-22 (РФ), С-5А, -5В, -141А.В, -17 (США). Из
них, например, у С-5В «Гэлакси» максимальная взлетная масса составляет 380 т,
максимальная скорость 875 км/ч, практический потолок 11 000 м, дальность полета
с грузом 100 т до 6000 км, полезная нагрузка 120 т или 345 чел. Средние ВТС
(грузоподъемность 10–40 т) перевозят всю боевую технику сухопутных войск, за
исключением некоторых тяжелых и крупногабаритных образцов. Они могут
эксплуатироваться с полевых аэродромов или со специально подготовленных
грунтовых площадок. К ВТС этого типа относятся Ил-76, Ан-12 (РФ), С-130 (США),
С-160 (Франция и Германия). Из них, например, самолет Ил-76Т имеет максимальную
взлетную массу 170 т, максимальную скорость 850 км/ч, дальность полета 6700 км,
максимальную полезную нагрузку 40 т. Легкие ВТС (грузоподъемность 5–10 т)
используются для перевозки оружия и малогабаритных грузов. Способны производить
посадку на полевые площадки ограниченных размеров, непосредственно в районе
боевых действий. К ВТС этого типа относятся Ан-24, -26, -72 (РФ) и С-123, -140
(США).
По назначению ВТС подразделяются на стратегические, оперативно-стратегические,
оперативно-тактические, тактические. Стратегические ВТС предназначены для
перевозки войск и тяжелой боевой техники, включая танки, артиллерийские системы
крупных калибров, пусковые установки ракет, между ТВД, а также для
межконтинентальных перевозок народно-хозяйственных грузов. К ним относятся
тяжелые ВТС Ан-124 (РФ), С-5А, С-5В (США). Оперативно-стратегические ВТС
используются для десантирования боевой техники и личного состава оперативных,
оперативно-стратегических воздушных десантов парашютным способом на глубине
150–250 км и перевозки войск, боевой техники и грузов между ТВД на дальность св.
4000–5000 км. К ним принадлежат тяжелый ВТС Ан-22 (РФ) и средние ВТС Ил-76 (РФ),
С-17, С-141В (США) Оперативно-тактические ВТС служат для десантирования боевой
техники и личного состава оперативно-тактических воздушных десантов на глубине
до 100 км, перевозки войск, боевой техники и грузов, обеспечения маневра авиации
в пределах одного ТВД на дальность до 2000 км. К ним относятся средние самолеты
Ан-12 (РФ), С-130 (США). Тактические транспортные самолеты осуществляют в
основном воздушные перевозки, обеспечивают перебазирование частей фронтовой
авиации в ходе боевых действий, выполняют другие специальные задачи в интересах
соединений и объединений фронта (ВА). К ним относятся все легкие ВТС, названные
выше.