БОЕВОЙ САМОЛЕТ, самолёт,
предназначенный для поражения
целей с использованием ракет,
бомб, пулемётов, пушек или
других средств поражения, а
также ведения воздушной
разведки, радиоэлектронной
борьбы (РЭБ).
К боевым не относятся
учебно-тренировочные самолёты
(тем не менее, они - как
учебно-боевые, так и
невооружённые, - наличествуют в
нашем справочнике). Боевые
самолёты подразделяются на
истребители,
истребители-бомбардировщики,
истребители-перехватчики,
бомбардировщики (ракетоносцы),
противолодочные самолёты,
штурмовики, самолёты-разведчики,
самолёты радиоэлектронной
борьбы, военно-транспортные
самолеты.
Современные боевые самолёты
обладают высокими
лётно-тактическими, манёвренными
и взлётно-посадочными
характеристиками, оснащены
мощным, эффективным,
высокоточным авиационным
вооружением, средствами разведки
и РЭБ, бортовыми системами
навигации, обнаружения,
распознавания целей и управления
средствами поражения, имеют
повышенную боевую живучесть.
САМОЛЁТ, летательный аппарат (ЛА)
тяжелее воздуха с силовой
установкой для образования тяги
и крыльями, создающими при
движении в атмосфере подъёмную
силу. Благодаря высокой
скорости, грузоподъёмности и
надёжности в эксплуатации
самолёт - наиболее
распространённый тип
летательного аппарата.
По назначению самолёты делятся
на гражданские и военные.
Различают следующие гражданские
самолёты: транспортные
(пассажирские,
грузопассажирские, грузовые),
спортивные (в т. ч. рекордные),
учебные, учебно-тренировочные,
санитарные и специального
назначения (спасательные,
сельскохозяйственные,
противопожарные,
аэрофотосъемочные,
геологоразведочные и др.).
Военные самолёты делятся на
истребители,
истребители-перехватчики,
истребители-бомбардировщики,
бомбардировщики (ракетоносцы),
штурмовики, разведчики,
многоцелевые (предназначенные
для решения нескольких задач),
противолодочные ,
военно-транспортные, связи,
санитарные и др.
Основные части самолёта: крыло,
фюзеляж, оперение,
взлётно-посадочные устройства,
силовая установка, системы
управления и оборудование.
Военные самолёты имеют также
вооружение и специальное
оборудование.
Крыло создаёт подъёмную силу при
движении в атмосфере, несёт на
себе органы поперечного
управления - элероны (интерпепторы),
а в случае отсутствия оперения
(на самолёты типа летающее крыло
и («бесхвостка») и органы
управления продольным движением
- элероны, а также средства
аэродинамической механизации
крыла, относящиеся к
взлётно-посадочным устройствам.
Фюзеляж (корпус) самолёта служит
для размещения экипажа,
пассажиров, оборудования,
топлива, грузов, вооружения,
силовой установки и др. К
фюзеляжу крепятся крыло
(крылья), оперение, на некоторых
типах самолётов и стойки шасси.
На военных самолётах под
фюзеляжем иногда подвешиваются
вооружение, топливные баки и
ускорители. Фюзеляж создаёт
значительную часть лобового
сопротивления самолёта (20–50%),
обладает некоторой подъёмной
силой.
Оперение - несущие поверхности,
предназначенные для обеспечения
устойчивости и управляемости
самолёта. Оперение
подразделяется на горизонтальное
и вертикальное. Горизонтальное
обеспечивает продольную
устойчивость и управляемость
(относительно поперечной оси).
На дозвуковых самолётах
горизонтальное оперение, как
правило, состоит из неподвижного
стабилизатора и подвижного руля
высоты. На сверхзвуковых
самолётах обычно руль высоты
отсутствует и горизонтальное
оперение выполняется в виде
поворотного стабилизатора.
Вертикальное оперение
обеспечивает путевую
устойчивость и управляемость, а
также вместе с крылом, элеронами
(интерпепторами), стабилизатором
(при дифференциальном
отклонении) - поперечную (по
крену) устойчивость и
управляемость. Вертикальное
оперение, как правило, состоит
из неподвижного киля и
отклоняемого руля направления.
Известны конструкции с
двухкилевым и в редких случаях
трёхкилевым вертикальным
оперением. В зависимости от
взаимного расположения крыла и
оперения различают 3
аэродинамических схемы самолёта:
«нормальная», «утка» и «бесхвостка».
В «нормальной» схеме, получившей
наибольшее распространение,
горизонтальное оперение
располагается сзади крыла. В
схеме «утка» горизонтальное
оперение располагается перед
крылом. Самолёты схемы «бесхвостка»
летающее крыло) вообще не имеют
горизонтального оперения.
Взлётно-посадочные устройства
предназначены для обеспечения
взлёта, посадки и движения
самолёта по земле (воде);
включают: шасси, средства
аэродинамической механизации
крыла, разгонные и тормозные
устройства. Для уменьшения
лобового сопротивления шасси
обычно убирается в полёте
(неубирающееся осталось только
на некоторых поршневых
легкомоторных самолётов).
Средства аэродинамической
механизации крыла (закрылки,
предкрылки, посадочные щитки и
др.) служат для уменьшения
скорости отрыва при взлёте, а
также посадочной скорости и
скорости снижения во время
посадки. Для сокращения длины
разбега при взлёте на
современных военных самолётах
используются специальные
разгонные устройства - стартовые
ускорители. Для сокращения длины
пробега самолёта при посадке
применяются колёсные тормоза,
тормозные парашюты и другие
устройства, а также реверс тяги
двигателя.
Силовая установка - комплекс,
включающий авиационные двигатели
с устройствами и системами,
обеспечивающими их работу:
воздухозаборники (входные
устройства), воздушные винты
(для самолётов с поршневыми и
турбовинтовыми двигателями),
сопла (выходные устройства) и
др. Основное назначение силовой
установки - создание тяги,
необходимой для движения
самолётов, и получение энергии
для работы систем самолётов. В
силовых установках современных
самолётах чаще всего применяются
газотурбинные двигатели, в т. ч.
турбореактивные,
турбовентиляторные двигатели
(двухконтурные) и турбовинтовые
двигатели. Поршневые двигатели
используются (с конца 70-х гг.
XX века) только на лёгких
самолётах. Ракетные двигатели
применяются на экспериментальных
самолётах и в ускорителях. На
самолётах размещаются один или
несколько двигателей, которые
могут быть расположены на крыле,
под крылом (на пилонах), в
крыле, в носовом или хвостовом
отсеке фюзеляжа, в хвостовой
части по бортам фюзеляжа, под
фюзеляжем. С 50–60-х гг. в ряде
стран проводятся работы по
созданию самолётов вертикального
взлёта и посадки (СВВП),
достоинством которых является
возможность обходиться без
больших взлётно-посадочных
полос. На таких самолётах
силовая установка должна
развивать тягу, превышающую силу
тяжести самолёта в 1,2 раза и
более. Необходимая для взлёта и
посадки вертикальная тяга
обеспечивается путём поворота
реактивных сопел
подъёмно-маршевых двигателей,
крыла вместе с двигателями,
воздушных винтов, а также
применением специальных
подъёмных двигателей.
Подача топлива к двигателям
обеспечивается специальной
топливной системой. При этом
топливо расходуется так, что при
полёте положение центра масс
самолёта меняется в заданных
пределах, обеспечивающих
необходимую устойчивость и
управляемость. Многие военные
самолёты способны дозаправляться
топливом в полёте.
Системы управления -
совокупность бортовых устройств,
обеспечивающих управление
движением самолёта в воздухе и
на земле. Они разделяются на
основные и вспомогательные. К
основным относятся системы,
управляющие траекторией полёта.
Для этой цели служат размещённые
в кабине лётчика командные
рычаги (ручка управления,
штурвал с колонкой), педали, а
также проводка к органам
управления - рулям высоты и
направления, элеронам,
интерпепторам, и другие
специальные механизмы и
исполнительные устройства. При
перемещении ручки на себя или от
себя отклоняется руль высоты
(управляемый стабилизатор),
осуществляя продольное
управление. Движением ручки
(поворотом штурвала) влево или
вправо отклоняются элероны или
интерпепторы (на некоторых
самолётах отклоняются в разные
стороны ещё и половины
управляемого стабилизатора),
осуществляется наклон (крен)
самолёта в нужную сторону -
поперечное управление. Педалями
вызывается отклонение руля
направления - путевое
управление. С ростом скоростей
полёта повышаются усилия,
необходимые для отклонения
рулевых поверхностей. Для
уменьшения нагрузок на рычаги
управления применяются
гидравлические, пневматические
или электрические усилители
(бустеры) и устройства
сервокомпенсации. Управление
самолётом вертикального взлёта и
посадки при полёте на малых
скоростях, когда обычные
аэродинамические рули
неэффективны, осуществляется с
помощью специальных газовых
рулей. К вспомогательным
системам относятся механизмы и
устройства, обеспечивающие
управление закрылками,
воздушными тормозами и др.
Система управления самолётом
может быть неавтоматической,
полуавтоматической и
автоматической. Если весь
процесс управления
осуществляется непосредственно
лётчиком, система является
неавтоматической. При наличии
механизмов и устройств, служащих
для облегчения и улучшения
процесса управления, система
называется полуавтоматической. В
случае когда процесс управления
полностью производится
комплексом автоматических
устройств, а роль лётчика
сводится к отладке и наблюдению
за правильностью их работы,
система называется
автоматической.
Оборудование современных
самолётов включает:
пилотажно-навигационные приборы,
контрольную аппаратуру работы
силовой установки, радиосвязное
и радиолокационное оборудование,
навигационные системы,
электрооборудование, системы
обеспечения жизнедеятельности
экипажа (пассажиров),
антиобледенительную систему и
др. Военные самолёты имеют также
средства радиоэлектронного
противодействия.
Вооружение военных самолётов
представляет собой комплекс
авиационного стрелково-пушечного
вооружения, бомбардировочного
вооружения, неуправляемых и
управляемых ракет , авиационных
мин и торпед, зажигательных
баков, а также устройств,
обеспечивающих их боевое
применение. Характер и состав
вооружения зависят от типа и
назначения боевого самолёта.
В соответствии с конструкцией
самолёты обычно классифицируются
по числу и расположению крыльев,
типу фюзеляжа, двигателя, шасси
и по другим признакам. По числу
крыльев самолёты подразделяются
на монопланы (с одним крылом) и
бипланы (с двумя крыльями,
расположенными одно над другим).
Если нижнее крыло короче
верхнего, то такие самолёты
называются полуторапланами
(например, советские истребители
И-15 и И-153). Монопланы
являются наиболее
распространённым современным
типом самолёта. Бипланная схема
до середины 30-х гг. широко
применялась у истребителей как
обеспечивающая наибольшую
манёвренность, однако ввиду
большого лобового сопротивления,
снижающего скорость, на
современных военных самолётах
она не применяется. По
расположению крыла относительно
фюзеляжа самолёты подразделяются
на низкопланы с нижним
расположением крыла; среднепланы
- крыло располагается примерно
на середине высоты фюзеляжа;
высокопланы - крыло крепится к
верхней части. По типу фюзеляжа
самолёты бывают однофюзеляжными
и двухбалочными с гондолой для
размещения экипажа (иногда
двигателей). По типу шасси
(взлётно-посадочных опор)
самолёты подразделяются на
сухопутные (в т. ч. палубные),
гидросамолёты и амфибии.
Сухопутные самолёты могут иметь
шасси колёсные, лыжные,
гусеничные (палубные - только
колёсные). Колёсные шасси
получили наибольшее
распространение. По типу опор
они разделяются на трёхопорные с
хвостовой опорой (до начала 40-х
гг. преобладающий тип),
трёхопорные с передней опорой
(основной Тип шасси боевых и
транспортных самолётов начиная с
середины 40-х гг.). На некоторых
самолётах применяются
двухопорные (велосипедные)
шасси, где вся нагрузка
приходится на две стойки,
расположенные под фюзеляжем, а
на концах крыльев имеются
вспомогательные опоры. Лыжные
шасси применяются в 70-е гг.
крайне ограниченно
(преимущественно на лёгких
самолётах), гусеничные
практически не применяются.
Амфибии, занимающие
промежуточное положение между
сухопутными самолётами и
гидросамолётами, предназначаются
главным образом для действий над
морем и фактически являются
разновидностью гидросамолётов.
Увеличение скорости, высоты,
манёвренности и дальности полёта
- основные направления, по
которым идёт развитие самолётов.
Интенсивные работы ведутся по
повышению скорости, причём не
только военных, но и гражданских
пассажирских самолётов. Переход
к сверхзвуковым скоростям
потребовал резкого повышения
мощности двигателей, создания
новых высокопрочных и
термостойких материалов.
Одновременно проводились
исследования и эксперименты в
области аэродинамики сверх - и
гиперзвуковых скоростей,
позволившие создать самолёты,
развивающие скорость 3300–3500
км/ч. Во многих странах
проводятся исследования и
эксперименты по созданию
орбитальных и
воздушно-космических самолётов.
Большое внимание уделяется
разработке бортовой и наземной
радиоэлектронной аппаратуры для
обеспечения полётов (в т. ч. для
взлёта и посадки) в любых
погодных условиях, а также
автоматизации процессов
управления скоростными
самолётами с использованием
компьютеров. Успешно решаются
проблемы надёжности самолётов,
повышения комфортабельности
пассажиров и экипажа. Всё более
важное значение приобретают
экономические факторы - снижение
стоимости производства самолётов
и их эксплуатации.