ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТВД), авиационный газотурбинный двигатель,
создающий основную силу тяги воздушным винтом, а дополнительную - струёй газов,
вытекающих из реактивного сопла.
Главными частями ТВД являются: воздушный винт, редуктор, компрессор, камера
сгорания, турбины (обычно 2–5 ступеней) и реактивное сопло. Поступающий в ТВД
воздух сжимается компрессором и подаётся в камеру сгорания. Туда же через
форсунки впрыскивается топливо (обычно авиационный керосин). Образующаяся
газовая смесь вращает лопаточные турбины воздушного винта и компрессора, затем
поступает в реактивное сопло. ТВД бывают двухроторными (воздушный винт и
компрессор вращаются различными турбинами) и однороторными (общая турбина). Для
повышения КПД редуктор обеспечивает понижение числа оборотов вала воздушного
винта в 8–12 раз.
Основные преимущества ТВД перед другими газотурбинными двигателями состоят в
лучших тяговых характеристиках на взлёте и в большей экономичности на скоростях
полёта до 800 км/ч. Наибольшее применение ТВД получили с середине 50-х гг.
Широко известны советские ТВД НК-12 и АИ-20, созданные в КБ под руководством Н.
Д. Кузнецова и А. Г. Ивченко.
Двигатели НК-12 различных модификаций имеют мощность от 8800 до 11 000 кВт (от
12 до 15 тыс. л. с.), по четыре НК-12 установлено на самолётах Ту-114Д и Ан-22.
Двигатели АИ-20 мощностью 2940 кВт (4 тыс. л. с.) установлены на Ил-18 и других
пассажирских и транспортных самолётах. В 70-х гг. ТВД вытесняются двухконтурными
турбореактивными двигателями.