ВИНТОКРЫЛ, летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, сочетающий
свойства вертолёта и самолёта.
Несущая система винтокрыла состоит из несущих винтов и крыла значит, площади. В
отличие от вертолёта сила, обеспечивающая поступательное перемещение винтокрыла
с большой скоростью, создаётся специальными движителями: тянущими (толкающими)
винтами или турбореактивным двигателем. При вертикальном взлёте (посадке),
зависании и полёте на малых скоростях подъёмная сила винтокрыла, а также силы и
моменты для управления создаются несущими винтами. Винтокрыл по сравнению с
вертолётом может достичь большей скорости полёта, но конструктивно он сложнее.
В СССР в 1959 году был создан винтокрыл Ка-22 (ОКБ Н. И. Камова) с двумя
несущими винтами и двумя турбовальными двигателями по 4300 кВт (5900 л. с.),
которые передавали мощность на несущие и тянущие винты винтокрыла. В 1961 на
этом винтокрыле установлено 8 мировых рекордов. В отдельных полётах скорость
Ка-22 достигала 375 км/ч.
Разрабатываются винтокрылы новых схем - с поворотными винтами, которые
используются при взлёте как несущие, а в постулат, полёте - как тянущие.
Подобные преобразуемые ЛА называются иногда конвертопланами. Винтокрыл такого
типа -V-22 «Оспри», скорость полёта 500–550 км/ч, был построен в США.
Разрабатываются винтокрылы, у которых несущий винт, обеспечивающий вертикальный
взлёт, при полёте с поступательной скоростью останавливается и преобразуется в
неподвижное стреловидное крыло (винтокрылый ЛА «Икс Уинг», США). По расчётам
такой ЛА может развивать скорость до 1000 км/ч.