АВИАЦИОННЫЕ ПУЛЕМЁТЫ - вид пулемётов, устанавливаемых на летательных аппаратах
(самолётах, вертолётах, автожирах и т.п.).
На раннем этапе развития военной авиации в качестве авиационных пулемётов
использовались обычные пехотные. Их устанавливали на турелях для стрельбы в
задней полусфере самолета при тянущем винте и в передней полусфере при толкающем
винте, а также при наличии двух и более двигателей у самолета. При тянущем винте
для стрельбы вперед на бипланах первоначально применялась стрельба поверх винта,
когда стрелок вставал на сидение кабины и вел огонь из пулемета, закрепленного
на верхнем крыле. С 1915 г. такой способ стрельбы вытеснился иным - из
пулеметов, стреляющих через винт.
Затем появились синхронизаторы: первый был разработан германским конструктором
А.Фоккером. Синхронизирующий механизм связывал вал двигателя со спусковым
механизмом пулемета. Выстрел мог быть произведен только при отсутствии лопасти
винта перед дулом пулемета.
В России первый синхронизатор был изобретен и изготовлен лейтенантом Г. И.
Лавровым осенью 1915 г. Первыми истребителями, оснащенными синхронизаторами
Лаврова, стали С-16 конструкции Сикорского.
В дальнейшем авиационные пулемёты, как правило, разрабатывались именно как
авиационные, а не представляли собой модификации пехотных.
Устанавливались авиационные пулемёты на турельных установках, в крыльевых, в
развилке мотора, а также в фюзеляже - синхронные пулемёты.