Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Беспилотные летательные аппараты


БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ (БПЛА), управляемые летательные аппараты без экипажа, предназначенные для полётов в атмосфере Земли и в космическом пространстве.

беспилотные летательные аппараты

Управляются автономно или дистанционно. К ним относятся ракеты, дистанционно пилотируемые ЛА (ДПЛА), автономно управляемые беспилотные ЛА (БПЛА) самолётной схемы и автоматические космические аппараты различного назначения. Появление БЛА военного назначения было обусловлено необходимостью преодоления противодействия возросшей мощи ПВО и стремлением повысить эффективность действия по малоразмерным и подвижным целям. Первая управляемая ракета (самолёт-снаряд Фау-1), запускаемая с наземной установки, была применена германскими войсками 13.6.1944 для поражения объектов в юго-восточной Англии. Широко применялись БЛА в войнах 1962–73 в Индокитае, арабо-израильской войне 1973, в войне в зоне Персидского залива 1991.

Ракеты предназначены для поражения промышленных центров, электростанций, портов, железнодорожных узлов и мостов, кораблей, самолётов, уничтожения живой силы и военной техники противника и других объектов. Дальность их действия - до нескольких тыс. километров, высота полёта - от предельно малых (50–100 м) до больших (25 000–30 000 м), скорости - от дозвуковых до гиперзвуковых. Снаряжаются боевыми частями с обычным или ядерным зарядом.

ДПЛА и БПЛА могут применяться для разведки, обнаружения целей, целеуказания, наблюдения за полем боя, ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), поражения объектов противника, а также в качестве воздушных мишеней и экспериментальных аппаратов для отработки новой техники. Они бывают одно - или многоразового применения (например, ударные и разведывательные), малоразмерные (масса до 90 кг), средние (до 2300 кг), большие (более 2300 кг). Могут запускаться с наземных (корабельных) установок и с ЛА (самолётов, вертолётов и ракет). В качестве средств поражения используют управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты, а также собственный боевой заряд. Имеют аэродинамическую схему, близкую к самолётной или вертолётной, силовую установку и бортовое оборудование, включающее навигационную систему, приборы управления полётом, средства разведки и РЭБ, прицельные устройства, командную радиолинию (ДПЛА), телеметрическую аппаратуру для двусторонней связи между пунктом управления и ЛА, автоматическую систему посадки или спасания.

Новым в развитии БЛА считается создание так называемых мини-самолётов, управляемых по радио оператором, находящимся на земле или специальном самолёте, на расстоянии десятков и даже сотен километров. Полётная масса таких мини-самолётов колеблется от 13 до 65 кг, полезная нагрузка - от 7 до 27 кг, размах крыла - от 1,8 до 3,6 м, длина - 1,5–2,9 м. Поршневой или турбовинтовой двигатель мощностью 3,7–7,4 кВт обеспечивает скорость от 70 до 220 км/ч. Такие мини-самолёты могут применяться для разведки в пределах до 300 км и находиться в воздухе до 3 ч. Рассматривается идея создания мини-самолётов с боевым зарядом в носовой части в целях уничтожения в 1-ю очередь РЛС противника. На более крупных мини-БЛА может быть установлена бортовая система для теплового обнаружения целей с передней полусферы. На некоторых образцах устанавливаются система телевидения, видеопередатчик с лазерным целеуказателем, что даёт возможность использовать их для управления авиабомбами с лазерным наведением. Они предназначаются также для электронной разведки и активного электронного противодействия, поиска и указания целей. Мини-БЛА могут выполнять задачи, малодоступные для пилотируемых самолётов, как, например, поражение точечных целей (танки, автомобили и т. п.) в условиях плохой погоды и ночью. Преимуществом мини-БЛА (помимо их малой стоимости) считается меньшая уязвимость от средств ПВО противника, прежде всего за счёт малого радиолокационного поперечного сечения, сравнимого с сечением крупных птиц, и незначительного шума. Беспилотные КА могут применяться для космической связи, космической разведки, а также ведения боевых действий в космосе и из космоса и др.

В СССР первые испытательные полеты первого БПЛА «Ястреб» (Ту-123) были осуществлены в 1964 году. В настоящее время на вооружении в России находятся БПЛА «Рейс» (Ту-143), «Рейс-Д» (Ту-243), ВР-2 «Стриж» (Ту-141) и др. Разрабатываются перспективные БПЛА Ту-300 и аппараты вертолетного типа (фирма Камова).
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации