БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ (БПЛА), управляемые летательные аппараты
без экипажа, предназначенные для полётов в атмосфере Земли и в космическом
пространстве.
Управляются автономно или дистанционно. К ним относятся ракеты, дистанционно
пилотируемые ЛА (ДПЛА), автономно управляемые беспилотные ЛА (БПЛА) самолётной
схемы и автоматические космические аппараты различного назначения. Появление БЛА
военного назначения было обусловлено необходимостью преодоления противодействия
возросшей мощи ПВО и стремлением повысить эффективность действия по
малоразмерным и подвижным целям. Первая управляемая ракета (самолёт-снаряд
Фау-1), запускаемая с наземной установки, была применена германскими войсками
13.6.1944 для поражения объектов в юго-восточной Англии. Широко применялись БЛА
в войнах 1962–73 в Индокитае, арабо-израильской войне 1973, в войне в зоне
Персидского залива 1991.
Ракеты предназначены для поражения промышленных центров, электростанций, портов,
железнодорожных узлов и мостов, кораблей, самолётов, уничтожения живой силы и
военной техники противника и других объектов. Дальность их действия - до
нескольких тыс. километров, высота полёта - от предельно малых (50–100 м) до
больших (25 000–30 000 м), скорости - от дозвуковых до гиперзвуковых.
Снаряжаются боевыми частями с обычным или ядерным зарядом.
ДПЛА и БПЛА могут применяться для разведки, обнаружения целей, целеуказания,
наблюдения за полем боя, ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ), поражения
объектов противника, а также в качестве воздушных мишеней и экспериментальных
аппаратов для отработки новой техники. Они бывают одно - или многоразового
применения (например, ударные и разведывательные), малоразмерные (масса до 90
кг), средние (до 2300 кг), большие (более 2300 кг). Могут запускаться с наземных
(корабельных) установок и с ЛА (самолётов, вертолётов и ракет). В качестве
средств поражения используют управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты, а также
собственный боевой заряд. Имеют аэродинамическую схему, близкую к самолётной или
вертолётной, силовую установку и бортовое оборудование, включающее навигационную
систему, приборы управления полётом, средства разведки и РЭБ, прицельные
устройства, командную радиолинию (ДПЛА), телеметрическую аппаратуру для
двусторонней связи между пунктом управления и ЛА, автоматическую систему посадки
или спасания.
Новым в развитии БЛА считается создание так называемых мини-самолётов,
управляемых по радио оператором, находящимся на земле или специальном самолёте,
на расстоянии десятков и даже сотен километров. Полётная масса таких
мини-самолётов колеблется от 13 до 65 кг, полезная нагрузка - от 7 до 27 кг,
размах крыла - от 1,8 до 3,6 м, длина - 1,5–2,9 м. Поршневой или турбовинтовой
двигатель мощностью 3,7–7,4 кВт обеспечивает скорость от 70 до 220 км/ч. Такие
мини-самолёты могут применяться для разведки в пределах до 300 км и находиться в
воздухе до 3 ч. Рассматривается идея создания мини-самолётов с боевым зарядом в
носовой части в целях уничтожения в 1-ю очередь РЛС противника. На более крупных
мини-БЛА может быть установлена бортовая система для теплового обнаружения целей
с передней полусферы. На некоторых образцах устанавливаются система телевидения,
видеопередатчик с лазерным целеуказателем, что даёт возможность использовать их
для управления авиабомбами с лазерным наведением. Они предназначаются также для
электронной разведки и активного электронного противодействия, поиска и указания
целей. Мини-БЛА могут выполнять задачи, малодоступные для пилотируемых
самолётов, как, например, поражение точечных целей (танки, автомобили и т. п.) в
условиях плохой погоды и ночью. Преимуществом мини-БЛА (помимо их малой
стоимости) считается меньшая уязвимость от средств ПВО противника, прежде всего
за счёт малого радиолокационного поперечного сечения, сравнимого с сечением
крупных птиц, и незначительного шума. Беспилотные КА могут применяться для
космической связи, космической разведки, а также ведения боевых действий в
космосе и из космоса и др.
В СССР первые испытательные полеты первого БПЛА «Ястреб» (Ту-123) были
осуществлены в 1964 году. В настоящее время на вооружении в России находятся
БПЛА «Рейс» (Ту-143), «Рейс-Д» (Ту-243), ВР-2 «Стриж» (Ту-141) и др.
Разрабатываются перспективные БПЛА Ту-300 и аппараты вертолетного типа (фирма
Камова).