Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Турбореактивные двигатели (одноконтурные)


ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ОДНОКОНТУРНЫЙ создаёт тягу только за счёт реакции выходящих из реактивного сопла газов.

Турбореактивные двигатели (одноконтурные)

Турбореактивные двигатели (ТРД) одноконтурные создают тягу только за счёт реакции выходящих из реактивного сопла газов. Это делает ТРД эффективными на больших скоростях полёта ЛА, хотя по экономичности на малых скоростях полёта они намного уступают ТВД. Существенное увеличение тяги (в 1,4–1,5 раза в стендовых условиях) достигается при переходе к турбореактивному двигателю с форсажной камерой (ТРДФ), располагаемой за турбиной. В форсажной камере дополнительно подогревается газ за счёт сжигания топлива, что увеличивает скорость истечения газов из сопла и соответственно тягу. Из-за ухудшения экономичности ТРДФ форсажный режим его работы обычно используют кратковременно. ТРДФ позволили получить большие сверхзвуковые скорости полёта самолётов - до 3000 км/ч. ТРД и ТРДФ выполняются как одновальные, так и двухвальные. Широкое распространение получили турбореактивные двигатели двухконтурные без форсажной камеры (ТРДД) для самолётов с дозвуковой скоростью полёта и с форсажной камерой (ТРДДФ) для самолётов со сверхзвуковой скоростью полёта. ТРДД и ТРДДФ конструируют как по двухвальной, так и по трёхвальной схеме. В наружный контур двигателя часть воздуха (тем большая, чем больше степень двухконтурности) поступает от компрессора низкого давления (вентилятора), что увеличивает общую массу воздуха, участвующего в создании силы тяги. Это позволяет повысить экономичность ТРДД во всём эксплуатационном диапазоне высот и скоростей полёта ЛА. ТРДД с большими степенями двухконтурности применяются на транспортных самолётах, а ТРДДФ с малыми степенями двухконтурности - на сверхзвуковых самолётах. Одновременное улучшение характеристик двигателей на малых и больших скоростях полёта ЛА достигается увеличением числа регулирующих факторов, что имеет место в турбореактивных двухконтурных двигателях с изменяемым рабочим процессом (ТРДДИ и ТРДД ФИ), а также в турбореактивных трёхконтурных двигателях (ТРТД).

Продолжается интенсивное развитие авиационных двигателей различных типов и назначений, особенно ТРДД и ТРДДФ. Создаются малые ГТД для крылатых ракет, подъёмные и подъёмно-маршевые двигатели для самолётов вертикального взлёта и посадки. Повышение газодинамических параметров (степени повышения давления в компрессоре и температуры газов перед турбиной) в сочетании с применением новых материалов и совершенствованием технологии производства способствует снижению удельной массы авиационных двигателей и повышению экономичности, а также надёжности и ресурса. Наибольший вклад в теорию и конструкцию отечественных авиационных двигателей внесли учёные Н.В. Иноземцев, A.B. Квасников, И.И. Кулагин, B.C. Стечкин, видные конструкторы В.А. Добрынин, А.Г. Ивченко, С.П. Изотов, В.Я. Климов, Н.Д. Кузнецов, В.А. Лотарев, А.М. Люлька, A.А.Микулин, H.A. Соловьёв, С.К. Туманский, А.Д. Швецов.
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации