Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Автожиры


АВТОЖИР и автогир, автожира, м. (от греч. autos - сам и gyros - круглый) (авиац.). Летательный аппарат тяжелее воздуха со звездообразно расположенными, свободно вращающимися крыльями, обладающий способностью спускаться почти вертикально.

автожиры

Автожир - дальний родственник вертолетов. Он тоже не имеет крыльев, которые заменяет ему воздушный винт (ротор). Но в отличии от вертолетов, ротор которых постоянно вращается двигателем, а угол наклона лопасти может меняться, ротор автожира не связан с двигателем, и является самовращающимся (auto-gyro), под действием набегающего потока воздуха. А угол наклона лопасти фиксированный.

Вертолет может зависнуть в воздухе, и взлетать вертикально, а автожир нет, так как ему для создания подъемной силы, необходимо что бы ротор постоянно обдувался набегающим потоком. Автожиру нужная более-менее приличная полоса для взлета (50–100 метров), и минимальных размеров поляна для посадки (пробег до 7 метров). Для создания горизонтальной скорости, автожир использует толкающий винт. Если двигатель автожира выйдет из строя, он продолжает полет, неспешно парашютируя туда, куда вы его направляете.

Автожиры бывают разных конструкций, т.к. если не нарушать некоторых основных принципов аэродинамики, вкратце, летает почти все к чему приделаны: а) ротор, б) двигатель с тянущим винтом, в) руль направления и стабилизатор, и г) соблюдены требования по центровке в свободном полете.

Изобретён автожир испанским инженером Хуаном де ля Сиерва в 1922. Первый отечественный автожир КАСКР-1 был построен в 1929 инженером Н.И. Камовым и Н.К. Скржинским. Затем в ЦАГИ инженером A.M. Черёмухиным, В.А. Кузнецовым, И.П. Братухиным и другими создан А. «ЦАГИ 2-ЭА». Позже появились автожиры конструкции Кузнецова (А-4, -6, -8) и Скржинского (А-12).

В военных целях автожиры использовались для связи, разведки, корректировки артиллерийского огня. По свидетельству Камова, автожир его конструкции А-7 был впервые применён под Выборгом в советско-финляндской войне 1939–40.

В начале Великой Отечественной войны 1941–45 по директиве Генштаба от 5.7.1941 была сформирована 1-я автожирная корректировочная эскадрилья (акэ) в составе пяти автожиров А-7-ЗА конструкции Камова, принявшая участие в боевых действиях в районе ельнинского выступа (в апр. 1942 расформирована).

Автожиры военного назначения имелись также в армиях США, Франции, Великобритании, Германии и Японии, но ни в одной из этих стран широкого применения в период Второй Мировой войны не получили.

Высокие относительные летно-технические характеристики автожира в системе с современными нетрадиционными технологиями производства продукции и работ позволили создать многоцелевые и специализированные СЛА (сверхмалые летательные аппараты), которые способны конкурировать с «большой» авиацией во многих областях практической деятельности человека.
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации