1914-1921
1922-1935
1936-1945
1946-1961
1962-1975
1976-1991
1991-2004
БОМБАРДИРОВЩИК, боевой самолёт, предназначенный для поражения
авиационными бомбами, авиационными ракетами и другими средствами наземных
(подземных) и морских объектов противника, а также минирования с воздуха.
Состоит на вооружении бомбардировочной авиации. От других типов боевых самолётов
отличается наличием сложного бомбардировочного вооружения. По своим боевым
возможностям и характеру выполняемых боевых задач бомбардировщики подразделяются
на фронтовые, дальние и стратегические. Фронтовые бомбардировщики поражают цели
преимущественно в оперативной глубине, обычно за пределами досягаемости
истребителей-бомбардировщиков, дальние и стратегические - в оперативной и
стратегической глубине, охватывающей один или несколько театров военных
действий. В зарубежной военной авиации фронтовой бомбардировщик ранее назывался
тактическим, затем для ударных боевых самолётов типа фронтового бомбардировщика
и истребителя-бомбардировщика стал употребляться термин «тактический
истребитель» (например, F-111A), а наименоване «бомбардировщик» сохранилось за
стратегическими (дальними) бомбардировщиками. В прошлом в зависимости от
дальности полёта и бомбовой нагрузки (максимального калибра бомб)
бомбардировщики делились также на лёгкие, средние и тяжёлые, а по составу
бортового оборудования и времени действия - на дневные и ночные.
Как тип боевого самолёта бомбардировщик появился перед началом Первой Мировой
войны 1914–18 гг. В 1913 в России построен 4-моторный «Илья Муромец», имевший
для своего времени высокие лётно-технические характеристики. Позднее
бомбардировщики были созданы в других странах: Кодрон G.4, Бреге Brei4, Ваузен
VIII (Франция); Де Хэвилленд D.H. 4, Хэндл и Пейдж 0/400, Виккерс F.B.27 «Вими»
(Великобритания); Гота G.4 и G.5 (Германия); Капрони Са.ЗО и Са.42 (Италия) и
др. По конструкции Б. того времени были, как правило, бипланами; основным
конструкционным материалом являлось дерево, а для обшивки применялось полотно
(например, перкаль). Аэродинамические формы бомбардировщика имели большое
лобовое сопротивление, что при невысокой энерговооружённости самолёта определяло
небольшие скорости, высоты и дальности полёта. В 20–30-х гг. наметился переход к
цельнометаллическим монопланам. Этому содействовало внедрение в силовую
конструкцию планёра дуралюмина и специальных сталей. Созданные в СССР
коллективом А.Н. Туполева бомбардировщики-монопланы ТБ-1 (1925) и ТБ-3 (1930)
строились большими сериями. В середине 30-х гг. под руководством В.М. Петлякова
построен Б. ТБ-7 (с 1942 - Пе-8), который по скорости полёта (до 450 км/ч)
превосходил многие истребители того времени.