Военная авиация России
Военная авиация
Авиационное вооружение

Самолеты штурмовики

1922-1935
1936-1945
1962-1975
1991-2004
ШТУРМОВИК, боевой летательный аппарат (самолёт, вертолёт), предназначенный для поражения с малых и предельно малых высот различных малоразмерных и подвижных наземных (морских) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения.

самолеты штурмовики

В СССР первые бронированные штурмовики типа ЛШ, ТШ-1, ТШ-2, ТШ-3 и ШОН испытывались в 1931–32, однако они не были приняты на вооружение ввиду значительной массы и малой скорости. В это же время под руководством Н. Н. Поликарпова на базе разведчика Р-5 был создан небронированный штурмовик Р-5Ш, а в 1935 его другой образец. Опыт использования этих штурмовиков в боевых действиях в Испании и на Дальнем Востоке перед Второй Мировой войной показал их большую уязвимость.

В 1939 под руководством С. В. Ильюшина создан бронированный одномоторный двухместный штурмовик Ил-2 (первоначально в серию пошёл одноместный вариант). Ил-2 имел 2 пушки ШВАК калибра 20 мм (затем 2 пушки ВЯ калибра 23 мм), 2 пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм, 8 реактивных снарядов PC-82 (4 PC-132), мог нести до 600кг бомб.

Во второй половине 1942 на фронт стали поступать усовершенствованные двухместные Ил-2, имевшие дополнительно 12,7-мм пулемёт УБТ у стрелка. Благодаря удачному сочетанию мощного вооружения и надёжной броневой защиты Ил-2 стал основным самолётом советской штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Было выпущено св. 35 тыс. Ил-2. Этот самолёт - классический образец штурмовика, советские воины называли его «летающим танком», а немцы - «чёрной смертью». Ил-2 имел броневую защиту кабины экипажа, двигателя, топливных баков. Хвостовая часть фюзеляжа - деревянная, выполненная из шпона и фанеры; центроплан и хвостовое оперение - дуралюминиевые; консоли крыльев - деревянные, с фанерной обшивкой (в конце войны дерево во многих элементах было заменено дуралюминием). В конце 1944 был создан более совершенный цельнометаллический штурмовик - Ил-10.

Во время Второй Мировой войны в Германии был разработан двухмоторный штурмовик «Хеншель-129». Однако ввиду низких боевых качеств (прежде всего отсутствия надёжной броневой защиты) он не получил распространения. В Великобритании и США для штурмовых действий использовались обычные бомбардировщики и истребители (броневую защиту имел только экипаж).

Самолёты-штурмовики в послевоенный период состояли на вооружении ВВС Франции, Швеции и некоторых других армий. Штурмовики применялись и в морской авиации. В 50–70-х гг. в ВВС многих стран задачи штурмовиков стали выполняться истребителями-бомбардировщиками, поэтому штурмовики были сняты с вооружения тактической (фронтовой) авиации.

Штурмовики авианосной авиации продолжали совершенствоваться. Анализ боевых действий тактической авиации в локальных войнах, а также результаты многочисленных испытаний и учений показали, что оборудование истребителей и бомбардировщиков (многоцелевых тактических истребителей) при поиске и уничтожении малоразмерных подвижных объектов в сложных метеоусловиях оказались малоэффективными. Поэтому штурмовики стали возвращаться в ВВС.

С 70-х гг. XX века как штурмовики в боевых действиях стали применяться вертолёты огневой поддержки, предназначенные для поражения огневых средств, живой силы и техники противника.
Самолеты
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Реклама
кондитерская Славишна

(кондитерская Славишна - торты, пирожные и другие кондитерские изделия на заказ в Москве и Московской области)
Люди в авиации