1922-1935
1936-1945
1962-1975
1991-2004
ШТУРМОВИК, боевой летательный аппарат (самолёт, вертолёт), предназначенный для
поражения с малых и предельно малых высот различных малоразмерных и подвижных
наземных (морских) объектов с применением бомбардировочного, ракетного и
артиллерийского вооружения.
В СССР первые бронированные штурмовики типа ЛШ, ТШ-1, ТШ-2, ТШ-3 и ШОН
испытывались в 1931–32, однако они не были приняты на вооружение ввиду
значительной массы и малой скорости. В это же время под руководством Н. Н.
Поликарпова на базе разведчика Р-5 был создан небронированный штурмовик Р-5Ш, а
в 1935 его другой образец. Опыт использования этих штурмовиков в боевых
действиях в Испании и на Дальнем Востоке перед Второй Мировой войной показал их
большую уязвимость.
В 1939 под руководством С. В. Ильюшина создан бронированный одномоторный
двухместный штурмовик Ил-2 (первоначально в серию пошёл одноместный вариант).
Ил-2 имел 2 пушки ШВАК калибра 20 мм (затем 2 пушки ВЯ калибра 23 мм), 2
пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм, 8 реактивных снарядов PC-82 (4 PC-132), мог нести
до 600кг бомб.
Во второй половине 1942 на фронт стали поступать усовершенствованные двухместные
Ил-2, имевшие дополнительно 12,7-мм пулемёт УБТ у стрелка. Благодаря удачному
сочетанию мощного вооружения и надёжной броневой защиты Ил-2 стал основным
самолётом советской штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны. Было
выпущено св. 35 тыс. Ил-2. Этот самолёт - классический образец штурмовика,
советские воины называли его «летающим танком», а немцы - «чёрной смертью». Ил-2
имел броневую защиту кабины экипажа, двигателя, топливных баков. Хвостовая часть
фюзеляжа - деревянная, выполненная из шпона и фанеры; центроплан и хвостовое
оперение - дуралюминиевые; консоли крыльев - деревянные, с фанерной обшивкой (в
конце войны дерево во многих элементах было заменено дуралюминием). В конце 1944
был создан более совершенный цельнометаллический штурмовик - Ил-10.
Во время Второй Мировой войны в Германии был разработан двухмоторный штурмовик
«Хеншель-129». Однако ввиду низких боевых качеств (прежде всего отсутствия
надёжной броневой защиты) он не получил распространения. В Великобритании и США
для штурмовых действий использовались обычные бомбардировщики и истребители
(броневую защиту имел только экипаж).
Самолёты-штурмовики в послевоенный период состояли на вооружении ВВС Франции,
Швеции и некоторых других армий. Штурмовики применялись и в морской авиации. В
50–70-х гг. в ВВС многих стран задачи штурмовиков стали выполняться
истребителями-бомбардировщиками, поэтому штурмовики были сняты с вооружения
тактической (фронтовой) авиации.
Штурмовики авианосной авиации продолжали совершенствоваться. Анализ боевых
действий тактической авиации в локальных войнах, а также результаты
многочисленных испытаний и учений показали, что оборудование истребителей и
бомбардировщиков (многоцелевых тактических истребителей) при поиске и
уничтожении малоразмерных подвижных объектов в сложных метеоусловиях оказались
малоэффективными. Поэтому штурмовики стали возвращаться в ВВС.
С 70-х гг. XX века как штурмовики в боевых действиях стали применяться вертолёты
огневой поддержки, предназначенные для поражения огневых средств, живой силы и
техники противника.