Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Экранопланы


ЭКРАНОПЛАН, (от франц. ecran - экран, щит и planer - парить, планировать), транспортное (боевое) средство, способное летать на высотах, равных 0,05–0,2 ширины крыла, вблизи поверхности воды, льда или ровных участков суши с использованием т.н. эффекта экрана.

экранопланы

Эффект экрана значительно повышает аэродинамическое качество летательного аппарата по сравнению с полётом на большой высоте. Подобное явление объясняется как ростом вблизи экранирующей поверхности подъёмной силы крыла (за счёт повышенного под ним давления), так и уменьшением индуктивного аэродинамического сопротивления крыла ввиду изменения условий обтекания воздушного потока. Известны экранопланы, способные летать за пределами влияния экранирующей поверхности на высоте до нескольких сотен метров (при этом значительно снижается их грузоподъёмность). Такие экранопланы часто называют экранолётами.

Основными конструктивными особенностями экранопланов являются: низко расположенное крыло обычно малого удлинения (отношение квадрата длины крыла к площади составляет 1,5–2); концевые шайбы или поплавки с нижней стороны на концах крыла - для уменьшения перетекания воздуха из зоны повышенного давления; высоко расположенное горизонтальное оперение, вынесенное за пределы влияния экрана и потока воздуха, отбрасываемого крылом, - для обеспечения продольной устойчивости Э.; дополнительные стартовые устройства (щитки, закрылки, поворотные заслонки, подводные крылья, поддувные реактивные двигатели и т. п.).

С 1935 г., с момента постройки Т. Карио (Финляндия) первого в мире экраноплана, в СССР и ряде других стран построено около 30 экспериментальных аппаратов. Их летно-технические характеристики: полетная масса 0,3–4,3 т, полезная нагрузка 1–5 чел., суммарная мощность 1– 2 двигателей 11,8–380 кВт (16–520 л с.), скорость полета 22–438 км/ч. Аэродинамическое качество экраноплана при полете над спокойной водой дает возможность увеличить на 25–50% по сравнению с самолетом полезную нагрузку или уменьшить тягу двигателя при транспортировке одинакового груза, а следовательно, и расход топлива. Большинство построенных экранопланов рассчитаны на взлет и посадку на воду. Однако известны и образцы, предназначенные для эксплуатации только на суше (не обладающие необходимым запасом плавучести).

За рубежом, главным образом в США, опубликован ряд проектов Э. различного боевого предназначения: авианесущие, ударные, противолодочные, патрульные, десантные, транспортные. Достоинством экранопланов по сравнению с аппаратами на воздушной подушке является возможность достижения значительно более высокой скорости движения (до 500–550 км/ч). В проектах экранопланов в зависимости от назначения и решаемых задач предусмотрено соответственное вооружение: крылатые и зенитные ракеты, пушки и пулеметы, противолодочные торпеды, а также необходимое радиоэлектронное оборудование.

В 60–80-х г. в двух конструкторских бюро (авиационном КБ Г.М.Бериева в Таганроге и судостроительном ЦКВ Р.Е.Алексеева в Горьком) разрабатывались, строились и испытывались прототипы советских боевых экранопланов. О высокой степени секретности свидетельствует то, что сами разработчики не были осведомлены о делах своих коллег.

Также работами по применению экранного эфекта в самолетостроении занимались Панченков, Бартини и КБ ОИИМФ.

На данный момент несколько экранопланов конструкции Алексеева приняты на вооружение ВМФ России.
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации