Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Поршневые двигатели


ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (ПД), двигатель, в котором основную функцию по преобразованию энергии рабочего тела (пар, вода, жидкое топливо, газовая смесь) в механическую выполняет поршень. Возвратно-поступательное движение поршня или непосредственно используется для осуществления работы (в свободно-поршневых двигателях, пневматических молотах и др.), или с помощью специального, чаще всего кривошипно-шатунного, механизма преобразуется во вращательное движение вала двигателя.

поршневые двигатели

Известны гидравлические, пневматические, а также тепловые П. д. внешнего и внутреннего сгорания. По своему назначению П. д. делятся на транспортные (авиационные, танковые, автомобильные, тракторные, судовые), стационарные и специальные; по роду применяемого топлива - на газовые, твёрдотопливные и двигатели жидкого топлива; по способу наполнения цилиндра свежим зарядом, а также по способу осуществления рабочего цикла - на двух - и четырёхтактные. Многообразны конструктивные признаки и особенности П. д. Для общей характеристики конструктивных форм указывают, как правило, расположение осей цилиндров относительно оси вала. По этому признаку различают П. д. однорядные, двухрядные (V-образные и оппозитные), трёхрядные (W-образные), четырёхрядные (Х-образные, Н-образные) и многорядные (звездообразные). Наибольшее распространение получили тепловые П. д. внутреннего сгорания (ПДВС), в которых топливо сжигается в специальных расположенных внутри двигателя камерах (цилиндрах). ПДВС классифицируют: по типу системы охлаждения (жидкостное, воздушное), способу воспламенения рабочего тела (от искры, самовоспламенение, способу смесеобразования (внутреннее, внешнее), рабочему объёму (литражу), по расположению клапанов (верхнее, нижнее) и т. п. Двигатели с внешним смесеобразованием, в свою очередь, разделяют на карбюраторные, насосно-карбюраторные, в которых жидкое топливо впрыскивается во впускной трубопровод, где и образуется горючая смесь, и газосмесительные. Смесь воздуха с топливом в цилиндрах П. д. этого типа воспламеняется, как правило, от электрической искры. Среди них наиболее распространены карбюраторные четырёхтактные двигатели жидкостного охлаждения, применяемые главным образом для автомобилей. К двигателям с внутренним смесеобразованием относят П. д., в которых горючая смесь образуется непосредственно внутри цилиндра.

В П. д. с низкой степенью сжатия воздуха она может зажигаться либо от электрической искры, либо от раскалённого тела на поверхности камеры сжатия (калоризатора). В двигателях с высокой степенью сжатия рабочее тело самовоспламеняется при достижении определённой температуры. Двигатели этого типа (дизели) широко применяются в грузовых автомобилях, тракторах, самоходной военной технике, тепловозах, на судах.

Общим недостатком всех П. д. является прерывистость рабочего процесса и возвратно-поступательное движение элементов поршневой группы, вызывающее значительные инерционные моменты и силы, а также износ деталей в результате трения. Меньшей удельной массой и меньшими потерями на трение обладают газотурбинные двигатели, пришедшие на смену П.Д. в современной авиации. Получают развитие также бесшатунные П.Д. и роторно-поршневые двигатели с вращательным движением поршня. Технические характеристики П. д. совершенствуются путём повышения габаритной и литровой мощности, уменьшения удельного расхода топлива, увеличения надёжности двигателей в целом, а также их деталей, устройств, механизмов и систем.
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации