Военная авиация России
Военная авиация
Авиационное вооружение

Авиационное вооружение

авиационные пулеметы авиационные пушки авиационные бомбы
неуправляемые авиационные ракеты (НУРС и НАР) ракеты воздух-воздух ракеты воздух-поверхность
другие авиационные средства поражения (АСП)    
   

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ, вид вооружения, устанавливаемого на авиационных летательных аппаратах для поражения воздушных, наземных, и морских целей. Состоит в основном из авиационных средств поражения (АСП), установок авиационного вооружения (УAB), авиационного артиллерийского оружия (ААО), систем управления авиационным вооружением (СУАВ) и авиационных прицельных систем (ПС).
К АСП относятся авиационные ракеты, бомбардировочные средства поражения, боеприпасы авиационного артиллерийского вооружения, зажигательные баки, авиационные мины и торпеды, выливные приборы. В состав УАВ входят: ракетно-бомбовые установки, встроенные и подвесные установки ААО, держатели АСП, катапультные и пусковые устройства для авиационных управляемых и неуправляемых ракет. В качестве ААО используются пушки, пулемёты и гранатомёты. СУАВ включают системы, предназначенные для управления процессами подготовки авиационного вооружения к боевому применению (загрузка и транспортирование АСП, перевод в боевое положение и наводка авиационного оружия, подготовка автоматики АСП и др.), а также для управления стрельбой, боевым и аварийным пуском ракет и сбрасыванием средств поражения бомбардировочного вооружения и др. К авиационным ПС относят устройства, обеспечивающие обнаружение и распознавание цели, определение координат и параметров движения ЛА и цели, решение задач прицеливания, формирование параметров для управления ЛА и авиационным оружием, авиационного ПС, функционально и конструктивно выполненная совместно с навигационной, называется прицельно-навигационной системой (ПНС). Задачи обнаружения и распознавания целей, целеуказания и прицеливания, управления артиллерийским и кассетным оружием, сбрасыванием бомб и бомбовых связок, пуском управляемых и неуправляемых ракет решаются с помощью бортовой электронной вычислительной машины (БЭВМ).

Совокупность находящихся на борту ЛА средств поражения и средств, обеспечивающих их боевое применение (УАВ, ААО, СУАВ, ПС или ПНС, БЭВМ), составляет комплекс авиационного вооружения (КАВ). Структура КАВ и характеристики его составных частей определяются боевым назначением ЛА.

Первым образцом авиационного вооружения был пулемёт, установленный на самолёте в 1911 почти одновременно в России и во Франции. Авиационные бомбы впервые применены итальянской авиацией во время итало-турецкой войны 1911–12. В 1913 в России на самолёте установлен прибор штабс-капитана В. И. Толмачёва для прицеливания при бомбометании. В том же году немецкий инженер Ф. Шнейдер запатентовал конструкцию синхронного пулеметного привода (синхронизатора), позволявшего стрелять из пулемёта через плоскость, ометаемую воздушным винтом. Первый истребитель русской армии - двухместный самолёт С-16 (1915) - вооружён неподвижным синхронным пулемётом, стрелявшим вперёд, и подвижным пулемётом для ведения огня в задней полусфере. В начале 1917 в России появился коллиматорный прицел, что повысило эффективность стрельбы истребителей. К концу Первой Мировой войны вооружение истребителя состояло из 1–2 пулемётов; самолёты-разведчики и лёгкие бомбардировщики имели 1–2 неподвижных пулемёта для стрельбы вперёд и 1–2 подвижных (турельных) пулемёта, а также могли брать до 200 кг бомб; на тяжелых бомбардировщиках устанавливалось до 8 пулемётов, а их бомбовая нагрузка составляла 400–800 кг.

На вооружении отечественной авиации в период Первой Мировой и Гражданских войн состояли пулемёты иностранных разработок.

Первый советский серийный истребитель И-2 в 1926 был вооружён 2 синхронными пулемётами ПВ-1, созданными A.B. Надашкевичем на базе пулемёта Максима. В 1928 советская военная авиация получила турельный пулемёт ДА конструкции В.А. Дегтярёва. Первый советский цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1 в 1930 был вооружён 3 турельными установками со спареными пулемётами ДА. В 1932 на вооружение был принят 7,62-мм авиационный пулемёт ШКАС с темпом стрельбы до 1800 выстр./мин (конструкция Б.Г. Шпитального и И.А. Комарицкого). Пулемёты ШКАС с 1934 устанавливались на истребителях И-15 и И-16 (сначала 2, затем 4). В 1936–38 успешно прошёл испытания авиационный пулемёт Ультра-ШКАС с темпом стрельбы 3000 выстр./мин. В 1936 Б.Г. Шпитальный и C.B. Владимиров создали 20-мм авиационную пушку ШВАК. В конце 1938 начались испытания 12,7-мм пулемёта БС конструкции М.Е. Березина. В 1937–39 на вооружение истребителей приняты неуправляемые реактивные снаряды калибра 82 и 132 мм (РС-82, PC-132). В развитие отечественного авиационного вооружения существенный вклад внесли Н.Е. Жуковский, Д.А. Вентцель, А.Н. Журавченко, Г.И. Покровский, B.C. Пугачёв и др. К началу Второй Мировой войны вооружение истребителя состояло из 2–3 пулемётов и 1–2 пушек; среднего бомбардировщика - 3–5 пулемётов или 1 пушки калибра 20 мм и до 4 пулемётов, 500–2000 кг бомб; тяжелого бомбардировщика - 4–6 пулемётов или 1–2 пушек и до 5 пулемётов, бомбовая нагрузка до 4000 кг. В период Второй Мировой войны пушки (пулемёты) размещались, как правило, в фюзеляже. На одномоторных самолётах стрельба осуществлялась с помощью синхронизатора через плоскость, ометаемую винтом, или через полый вал редуктора двигателя (для пушек). Установка оружия в крыле практиковалась реже, т.к. это сильно увеличивало рассеивание за счёт колебаний крыла при стрельбе. В начале войны на некоторых бомбардировщиках устанавливались турели с почти круговым обстрелом. Впоследствии, с увеличением скоростей полёта, от них отказались. Стали применять неподвижное вооружение для защиты передней полусферы и подвижное для защиты задней.

В ходе Второй Мировой войны в связи с ростом скоростей истребителей, усилением бронирования самолётов и протектированием (защитой) топливных баков существенно снизилась эффективность огня пулемётов калибра 7,62 и 7,92 мм по самолётам. На смену пришли крупнокалиберные пулемёты и малокалиберные пушки с большой скорострельностью. В ходе войны на вооружение советской авиации поступили 23-мм пушки ВЯ конструкции A.A. Волкова и С.А. Ярцева, 12,7-мм пулеметы УБТ и 20-мм пушка Б-20 М.Е. Березина, пушки калибра 23 и 37 мм (НС-23; НС-37) А.Э. Нудельмана и A.C. Суранова. Увеличилось число пушек, устанавливаемых на самолёте. Так, на истребителях (советском Ла-7, немецком Me-109G2 и FW-190A3) было 3–4 пушки калибра 20 и 23 мм. На американских истребителях Р-39 устанавливали 37-мм пушки, а на советский Як-9–37-и 45-мм. Советский фронтовой бомбардировщик Ту-2 имел две 20-мм пушки, три 7,62-мм пулемёта и мог нести до 3 т бомб. На американском тяжелом бомбардировщике В-29 были одна 20-мм пушка и 10–12 пулемётов калибра 12,7 мм, бомбовая нагрузка до 12 т. В ходе Второй Мировой войны появились радиолокационные прицелы, благодаря которым можно было производить бомбометание по визуально невидимым целям (ночью, из-за облаков). Бомбардировочные установки позволяли автоматически сбрасывать бомбы как одиночно, так и залпом или серией с заданным числом бомб и установленной величиной интервалов. Калибр бомб колебался от 0,5 кг до 12 т. В конце войны испытывались управляемые ракеты и бомбы. В послевоенный период появились новые средства поражения - управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и ракеты с ядерными зарядами. Боевая зарядка стратегического бомбардировщика (российского Ту-95, Ту-160; американского В-52, В-1В) при полёте на максимальную дальность превосходит 20 т. Основным вооружением такого самолёта являются стратегические крылатые ракеты с ядерной боевой частью и дальностью пуска до 2000 км. Самолёт может брать более 20 этих ракет. Боевая зарядка истребителя-бомбардировщика достигает 9 т. Для поражения наземных и морских целей они вооружены 1–2 пушками калибра 27 и 30 мм, управляемыми и неуправляемыми бомбами, бомбовыми кассетами и контейнерами, управляемыми и неуправляемыми ракетами класса «воздух - поверхность» и «воздух - корабль». Авиационное вооружение непрерывно развивается. Поступающие на вооружение управляемые ракеты обладают следующими боевыми возможностями: одновременным пуском нескольких ракет по разным целям за одну атаку; захватом воздушных целей могут применяться пушки и управляемыми ракеты класса «воздух - воздух». Штурмовики, имеющие боевую нагрузку 2,5–7 т, могут наносить мощные бомбовые удары по наземным целям. Штурмовик берёт более 20 бомб калибра 250 кг или 8 разовых бомбовых кассет. Наряду со встроенной пушкой, как правило, калибра 30 мм он может быть вооружён несколькими контейнерами с пушками или блоками неуправляемыми ракет. По малоразмерным целям наиболее эффективно применение управляемых ракет класса «воздух - поверхность». Количество управляемых ракет в составе КАВ штурмовика доходит до 10. Дальность пуска ракет может быть от 10 до 40 км. Истребители 90-х гг. могут иметь боевую нагрузку более 6 т. Основным оружием истребителей являются управляемые ракеты класса «воздух - воздух», обеспечивающие ведение дальних ракетных и ближних манёвренных воздушных боёв. В ближнем воздушном бою применяют высокоманёвренные ракеты и пушки калибра 20–30 мм. Боевая зарядка вертолёта (российского Ми-28, американского АН-64) достигает 3 т. Он может брать до 16 противотанковых управляемых ракет. Для поражения живой силы и легкобронированной боевой техники служит авиационное артиллерийское оружие с большим запасом патронов и гранат (до 4 пулемётов с боекомплектом более 10 тыс. патронов, до 3 пушек с боекомплектом св. 2000 патронов, до 2 гранатомётов с боекомплектом до 600 гранат). Вооружение самолётов и вертолётов, предназначенных для поражения надводных кораблей и ПЛ., составляют самонаводящиеся торпеды, противолодочные (глубинные) бомбы, управляемые ракеты.

Для поражения цели на траектории полета после пуска ракеты; возможностью применения ночью и в неблагоприятных метеоусловиях; высокой точностью наведения в условиях естественных и искусственных помех. Проводятся исследования по применению безгильзовых патронов, новых порохов с высокими энергетическими характеристиками, корректируемых снарядов. Растёт номенклатура кассетных боеприпасов. Кассеты и контейнеры снаряжаются большим числом (от нескольких сотен до нескольких тысяч) авиабомб малого калибра, противотанковых и противопехотных мин (кассетные боевые элементы), которые рассеиваются по земной поверхности, поражая живую силу, транспортные колонны, мосты, самолёты на стоянках, портовые и железнодорожные сооружения; особое место среди целей занимает бронированная техника, авиационные мины (морские, инженерные) широко используются для постановки минных заграждений на море и на суше.
Самолеты
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Реклама
кондитерская Славишна

(кондитерская Славишна - торты, пирожные и другие кондитерские изделия на заказ в Москве и Московской области)
Люди в авиации