АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ, вид
вооружения, устанавливаемого на
авиационных летательных
аппаратах для поражения
воздушных, наземных, и морских
целей. Состоит в основном из
авиационных средств поражения (АСП),
установок авиационного
вооружения (УAB), авиационного
артиллерийского оружия (ААО),
систем управления авиационным
вооружением (СУАВ) и авиационных
прицельных систем (ПС).
К АСП относятся авиационные
ракеты, бомбардировочные
средства поражения, боеприпасы
авиационного артиллерийского
вооружения, зажигательные баки,
авиационные мины и торпеды,
выливные приборы. В состав УАВ
входят: ракетно-бомбовые
установки, встроенные и
подвесные установки ААО,
держатели АСП, катапультные и
пусковые устройства для
авиационных управляемых и
неуправляемых ракет. В качестве
ААО используются пушки, пулемёты
и гранатомёты. СУАВ включают
системы, предназначенные для
управления процессами подготовки
авиационного вооружения к
боевому применению (загрузка и
транспортирование АСП, перевод в
боевое положение и наводка
авиационного оружия, подготовка
автоматики АСП и др.), а также
для управления стрельбой, боевым
и аварийным пуском ракет и
сбрасыванием средств поражения
бомбардировочного вооружения и
др. К авиационным ПС относят
устройства, обеспечивающие
обнаружение и распознавание
цели, определение координат и
параметров движения ЛА и цели,
решение задач прицеливания,
формирование параметров для
управления ЛА и авиационным
оружием, авиационного ПС,
функционально и конструктивно
выполненная совместно с
навигационной, называется
прицельно-навигационной системой
(ПНС). Задачи обнаружения и
распознавания целей,
целеуказания и прицеливания,
управления артиллерийским и
кассетным оружием, сбрасыванием
бомб и бомбовых связок, пуском
управляемых и неуправляемых
ракет решаются с помощью
бортовой электронной
вычислительной машины (БЭВМ).
Совокупность находящихся на
борту ЛА средств поражения и
средств, обеспечивающих их
боевое применение (УАВ, ААО,
СУАВ, ПС или ПНС, БЭВМ),
составляет комплекс авиационного
вооружения (КАВ). Структура КАВ
и характеристики его составных
частей определяются боевым
назначением ЛА.
Первым образцом авиационного
вооружения был пулемёт,
установленный на самолёте в 1911
почти одновременно в России и во
Франции. Авиационные бомбы
впервые применены итальянской
авиацией во время итало-турецкой
войны 1911–12. В 1913 в России
на самолёте установлен прибор
штабс-капитана В. И. Толмачёва
для прицеливания при
бомбометании. В том же году
немецкий инженер Ф. Шнейдер
запатентовал конструкцию
синхронного пулеметного привода
(синхронизатора), позволявшего
стрелять из пулемёта через
плоскость, ометаемую воздушным
винтом. Первый истребитель
русской армии - двухместный
самолёт С-16 (1915) - вооружён
неподвижным синхронным
пулемётом, стрелявшим вперёд, и
подвижным пулемётом для ведения
огня в задней полусфере. В
начале 1917 в России появился коллиматорный прицел, что
повысило эффективность стрельбы
истребителей. К концу Первой
Мировой войны вооружение
истребителя состояло из 1–2
пулемётов; самолёты-разведчики и
лёгкие бомбардировщики имели 1–2
неподвижных пулемёта для
стрельбы вперёд и 1–2 подвижных
(турельных) пулемёта, а также
могли брать до 200 кг бомб; на
тяжелых бомбардировщиках
устанавливалось до 8 пулемётов,
а их бомбовая нагрузка
составляла 400–800 кг.
На вооружении отечественной
авиации в период Первой Мировой
и Гражданских войн состояли
пулемёты иностранных разработок.
Первый советский серийный
истребитель И-2 в 1926 был
вооружён 2 синхронными
пулемётами ПВ-1, созданными A.B.
Надашкевичем на базе пулемёта
Максима. В 1928 советская
военная авиация получила
турельный пулемёт ДА конструкции
В.А. Дегтярёва. Первый советский
цельнометаллический
бомбардировщик ТБ-1 в 1930 был
вооружён 3 турельными
установками со спареными
пулемётами ДА. В 1932 на
вооружение был принят 7,62-мм
авиационный пулемёт ШКАС с
темпом стрельбы до 1800 выстр./мин
(конструкция Б.Г. Шпитального и
И.А. Комарицкого). Пулемёты ШКАС
с 1934 устанавливались на
истребителях И-15 и И-16
(сначала 2, затем 4). В 1936–38
успешно прошёл испытания
авиационный пулемёт Ультра-ШКАС
с темпом стрельбы 3000 выстр./мин.
В 1936 Б.Г. Шпитальный и C.B.
Владимиров создали 20-мм
авиационную пушку ШВАК. В конце
1938 начались испытания 12,7-мм
пулемёта БС конструкции М.Е.
Березина. В 1937–39 на
вооружение истребителей приняты
неуправляемые реактивные снаряды
калибра 82 и 132 мм (РС-82,
PC-132). В развитие
отечественного авиационного
вооружения существенный вклад
внесли Н.Е. Жуковский, Д.А.
Вентцель, А.Н. Журавченко, Г.И.
Покровский, B.C. Пугачёв и др. К
началу Второй Мировой войны
вооружение истребителя состояло
из 2–3 пулемётов и 1–2 пушек;
среднего бомбардировщика - 3–5
пулемётов или 1 пушки калибра 20
мм и до 4 пулемётов, 500–2000 кг
бомб; тяжелого бомбардировщика -
4–6 пулемётов или 1–2 пушек и до
5 пулемётов, бомбовая нагрузка
до 4000 кг. В период Второй
Мировой войны пушки (пулемёты)
размещались, как правило, в
фюзеляже. На одномоторных
самолётах стрельба
осуществлялась с помощью
синхронизатора через плоскость, ометаемую винтом, или через
полый вал редуктора двигателя
(для пушек). Установка оружия в
крыле практиковалась реже, т.к.
это сильно увеличивало
рассеивание за счёт колебаний
крыла при стрельбе. В начале
войны на некоторых
бомбардировщиках устанавливались
турели с почти круговым
обстрелом. Впоследствии, с
увеличением скоростей полёта, от
них отказались. Стали применять
неподвижное вооружение для
защиты передней полусферы и
подвижное для защиты задней.
В ходе Второй Мировой войны в
связи с ростом скоростей
истребителей, усилением
бронирования самолётов и
протектированием (защитой)
топливных баков существенно
снизилась эффективность огня
пулемётов калибра 7,62 и 7,92 мм
по самолётам. На смену пришли
крупнокалиберные пулемёты и
малокалиберные пушки с большой
скорострельностью. В ходе войны
на вооружение советской авиации
поступили 23-мм пушки ВЯ
конструкции A.A. Волкова и С.А.
Ярцева, 12,7-мм пулеметы УБТ и
20-мм пушка Б-20 М.Е. Березина,
пушки калибра 23 и 37 мм (НС-23;
НС-37) А.Э. Нудельмана и A.C.
Суранова. Увеличилось число
пушек, устанавливаемых на
самолёте. Так, на истребителях
(советском Ла-7, немецком
Me-109G2 и FW-190A3) было 3–4
пушки калибра 20 и 23 мм. На
американских истребителях Р-39
устанавливали 37-мм пушки, а на
советский Як-9–37-и 45-мм.
Советский фронтовой
бомбардировщик Ту-2 имел две
20-мм пушки, три 7,62-мм
пулемёта и мог нести до 3 т
бомб. На американском тяжелом
бомбардировщике В-29 были одна
20-мм пушка и 10–12 пулемётов
калибра 12,7 мм, бомбовая
нагрузка до 12 т. В ходе Второй
Мировой войны появились
радиолокационные прицелы,
благодаря которым можно было
производить бомбометание по
визуально невидимым целям
(ночью, из-за облаков).
Бомбардировочные установки
позволяли автоматически
сбрасывать бомбы как одиночно,
так и залпом или серией с
заданным числом бомб и
установленной величиной
интервалов. Калибр бомб
колебался от 0,5 кг до 12 т. В
конце войны испытывались
управляемые ракеты и бомбы. В
послевоенный период появились
новые средства поражения -
управляемые и неуправляемые
ракеты, бомбы и ракеты с
ядерными зарядами. Боевая
зарядка стратегического
бомбардировщика (российского
Ту-95, Ту-160; американского
В-52, В-1В) при полёте на
максимальную дальность
превосходит 20 т. Основным
вооружением такого самолёта
являются стратегические крылатые
ракеты с ядерной боевой частью и
дальностью пуска до 2000 км.
Самолёт может брать более 20
этих ракет. Боевая зарядка
истребителя-бомбардировщика
достигает 9 т. Для поражения
наземных и морских целей они
вооружены 1–2 пушками калибра 27
и 30 мм, управляемыми и
неуправляемыми бомбами,
бомбовыми кассетами и
контейнерами, управляемыми и
неуправляемыми ракетами класса
«воздух - поверхность» и «воздух
- корабль». Авиационное
вооружение непрерывно
развивается. Поступающие на
вооружение управляемые ракеты
обладают следующими боевыми
возможностями: одновременным
пуском нескольких ракет по
разным целям за одну атаку;
захватом воздушных целей могут
применяться пушки и управляемыми
ракеты класса «воздух - воздух».
Штурмовики, имеющие боевую
нагрузку 2,5–7 т, могут наносить
мощные бомбовые удары по
наземным целям. Штурмовик берёт
более 20 бомб калибра 250 кг или
8 разовых бомбовых кассет.
Наряду со встроенной пушкой, как
правило, калибра 30 мм он может
быть вооружён несколькими
контейнерами с пушками или
блоками неуправляемыми ракет. По
малоразмерным целям наиболее
эффективно применение
управляемых ракет класса «воздух
- поверхность». Количество
управляемых ракет в составе КАВ
штурмовика доходит до 10.
Дальность пуска ракет может быть
от 10 до 40 км. Истребители 90-х
гг. могут иметь боевую нагрузку
более 6 т. Основным оружием
истребителей являются
управляемые ракеты класса
«воздух - воздух»,
обеспечивающие ведение дальних
ракетных и ближних манёвренных
воздушных боёв. В ближнем
воздушном бою применяют
высокоманёвренные ракеты и пушки
калибра 20–30 мм. Боевая зарядка
вертолёта (российского Ми-28,
американского АН-64) достигает 3
т. Он может брать до 16
противотанковых управляемых
ракет. Для поражения живой силы
и легкобронированной боевой
техники служит авиационное
артиллерийское оружие с большим
запасом патронов и гранат (до 4
пулемётов с боекомплектом более
10 тыс. патронов, до 3 пушек с
боекомплектом св. 2000 патронов,
до 2 гранатомётов с
боекомплектом до 600 гранат).
Вооружение самолётов и
вертолётов, предназначенных для
поражения надводных кораблей и
ПЛ., составляют самонаводящиеся
торпеды, противолодочные
(глубинные) бомбы, управляемые
ракеты.
Для поражения цели на траектории
полета после пуска ракеты;
возможностью применения ночью и
в неблагоприятных метеоусловиях;
высокой точностью наведения в
условиях естественных и
искусственных помех. Проводятся
исследования по применению
безгильзовых патронов, новых
порохов с высокими
энергетическими
характеристиками, корректируемых
снарядов. Растёт номенклатура
кассетных боеприпасов. Кассеты и
контейнеры снаряжаются большим
числом (от нескольких сотен до
нескольких тысяч) авиабомб
малого калибра, противотанковых
и противопехотных мин (кассетные
боевые элементы), которые
рассеиваются по земной
поверхности, поражая живую силу,
транспортные колонны, мосты,
самолёты на стоянках, портовые и
железнодорожные сооружения;
особое место среди целей
занимает бронированная техника,
авиационные мины (морские,
инженерные) широко используются
для постановки минных
заграждений на море и на суше.