Военная авиация России
Реклама
Авиационное вооружение

Авиационные бомбы


АВИАЦИОННАЯ БОМБА, вид авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов; основной вид бомбардировочных средств поражения. Подразделяются на бомбы основные, специальные и вспомогательные назначения.

авиационные бомбы

Авиационные бомбы основного назначения используются для поражения цели фугасным, осколочным, ударным, кумулятивным, зажигательным, химическим и ядерным действием; специального назначения - для освещения местности, постановки дымовых завес, ориентирования и сигнализации, разбрасывания агитационной литературы и др.; вспомогательного назначения - для имитации ядерного взрыва на учениях, обучения бомбометанию и др.

Впервые авиационные бомбы применены итальянцами в итало-турецкой войне 1911-12. В России первые авиационные бомбы разработаны в 1909-14. Система авиационных бомб конструктора В.В. Орановского состояла из 4 осколочных авиационных бомб массой от 8 до 80 кг и 8 фугасных авиационных бомб массой от 4 до 640 кг. В 1916 система авиационных бомб дополнена зажигательной бомбой конструкции полковника А. Яковлева. К началу 30-х гг. в СССР созданы все существовавшие в то время типы авиационных бомб основного и вспомогательного назначения (конструкторы A.B. Надашкевич, В.И. Сассапарель, Н.Л. Соловьёв, А.Ф. Турахин и др.). В период Великой Отечественной войны создано несколько образцов новых авиационных бомб (противотанковые, осколочно-фугасные) и модернизированы довоенные. Аналогично проходила разработка авиационных бомб за рубежом. В послевоенные годы усовершенствованы конструкции авиационных бомб, повышена эффективность их поражающего действия в различных условиях боевого применения, созданы ядерные, управляемые (корректируемые), объёмно-детонирующие, шариковые и другие авиационные бомбы.

Типовая авиационная бомба состоит из корпуса, взрывателя, снаряжения и стабилизатора. Корпус, обычно овально-цилиндрической формы с конической хвостовой частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию и предохраняет её снаряжение от разрушения. В донной и головной частях корпуса (реже сбоку) имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Для подвески на бомбодержатели ЛА к корпусу приварены ушки. У авиационных бомб калибра менее 25 кг подвесные ушки отсутствуют, т.к. эти бомбы применяются в виде кассет бомбовых, связок бомбовых или из контейнеров многоразового применения. В качестве снаряжения авиационных бомб в зависимости от их назначения используются взрывчатые вещества, пиротехнические составы, зажигательные вещества, отравляющие вещества и др. Стабилизатор обеспечивает устойчивость Авиационной бомбы на траектории после её сбрасывания с ЛА. Современные авиационные бомбы имеют перистую, перисто-цилиндрическую или коробчатую форму стабилизаторов. Для повышения устойчивости на околозвуковых скоростях к головным частям некоторых типов авиационных бомб приваривается баллистическое кольцо. Для обеспечения безопасности ЛА при бомбометании с предельно малых и малых высот (25-500 м) авиационные бомбы часто комплектуются тормозными устройствами жёсткого или парашютного типа (т. н. штурмовые авиационные бомбы). После сбрасывания такой авиационной бомбы специальная пружина и воздушный поток раскрывают перья стабилизатора, придавая ему форму зонта, или из хвостовой части авиационной бомбы выбрасывается и раскрывается парашют. Это увеличивает время падения авиационной бомбы и позволяет ЛА уйти на безопасное расстояние от точки взрыва. Увеличение отставания штурмовых авиационных бомб от ЛА может быть достигнуто также за счёт работы тормозного ракетного двигателя авиационной бомбы с направленными вперёд соплами. Действие авиационных бомб у цели или на траектории обеспечивается взрывателями контактного, дистанционного или неконтактного действия.

Основные характеристики авиационных бомб: калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время (скорость), показатели эффективности поражающего действия и диапазон условий боевого применения. Калибром авиационной бомбы называется её масса, выраженная в килограммах или других единицах (например в фунтах). В зависимости от массы авиационные бомбы условно подразделяются на бомбы малого (менее 100 кг), среднего (100-1000 кг) и крупного (более 1000 кг) калибра. Минимальный калибр авиационной бомбы - менее 0,5 кг, максимальный - 20 т. Коэффициент наполнения (отношение массы снаряжения авиационной бомбы к её полной массе) у авиационной бомбы с тонкостенным корпусом (противолодочных) 0,6-0,7, с толстостенным корпусом (бронебойные, осколочные) 0,1-0,2. Характеристическое время (G ) - основной показатель баллистических качеств авиационной бомбы, выражаемый временем падения авиационной бомбы, сброшенной с ЛА при скорости 40 м/с в нормальных атмосферных условиях с высоты 2000 м. Наряду с 0 используется и характеристическая скорость (Ve) - скорость авиационной бомбы, при которой сила лобового сопротивления численно равна её силе тяжести. Чем лучше аэродинамические свойства авиационной бомбы, чем меньше её диаметр и больше масса, тем меньше 0 и больше Ve. Для большинства авиационных бомб 0 составляет 20,25-38,75 с, a Ve - от 700 до 25 м/с. Баллистическая характеристика авиационной бомбы (0 или Ve) определяет вид её траектории и вводится в бомбардировочные прицелы при вычислении угла прицеливания. Ожидаемый результат боевого применения авиационной бомбы зависит от показателей эффективности её поражающего действия - частных (объём воронки, толщина пробиваемой брони, температура и количество очагов пожара и т.д.) и обобщённых (среднее число попаданий, необходимых для поражения цели, и приведённая зона поражения). Эти показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, который может быть нанесён цели. В качестве меры ущерба обычно принимается время, в течение которого цель, получившая поражение, не сможет функционировать как боевая единица. Диапазон условий боевого применения включает данные о минимальных и максимальных значениях высоты и скорости бомбометания. Ограничения по их максимальным значениям определяются условиями устойчивости авиационных бомб на траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным - условиями безопасности ЛА и характеристиками применяемых взрывателей.
Самолеты
Реклама
Вертолеты
Летательные аппараты
Авиационные двигатели
Люди в авиации