АВИАЦИОННАЯ БОМБА, вид авиационных боеприпасов, сбрасываемых с
летательных аппаратов; основной вид бомбардировочных средств поражения.
Подразделяются на бомбы основные, специальные и вспомогательные назначения.
Авиационные бомбы основного назначения используются для поражения цели
фугасным, осколочным, ударным, кумулятивным, зажигательным, химическим и ядерным
действием; специального назначения - для освещения местности, постановки дымовых
завес, ориентирования и сигнализации, разбрасывания агитационной литературы и
др.; вспомогательного назначения - для имитации ядерного взрыва на учениях,
обучения бомбометанию и др.
Впервые авиационные бомбы применены итальянцами в итало-турецкой войне 1911-12.
В России первые авиационные бомбы разработаны в 1909-14. Система авиационных
бомб конструктора В.В. Орановского состояла из 4 осколочных авиационных бомб
массой от 8 до 80 кг и 8 фугасных авиационных бомб массой от 4 до 640 кг. В 1916
система авиационных бомб дополнена зажигательной бомбой конструкции полковника
А. Яковлева. К началу 30-х гг. в СССР созданы все существовавшие в то время типы
авиационных бомб основного и вспомогательного назначения (конструкторы A.B.
Надашкевич, В.И. Сассапарель, Н.Л. Соловьёв, А.Ф. Турахин и др.). В период
Великой Отечественной войны создано несколько образцов новых авиационных бомб
(противотанковые, осколочно-фугасные) и модернизированы довоенные. Аналогично
проходила разработка авиационных бомб за рубежом. В послевоенные годы
усовершенствованы конструкции авиационных бомб, повышена эффективность их
поражающего действия в различных условиях боевого применения, созданы ядерные,
управляемые (корректируемые), объёмно-детонирующие, шариковые и другие
авиационные бомбы.
Типовая авиационная бомба состоит из корпуса, взрывателя, снаряжения и
стабилизатора. Корпус, обычно овально-цилиндрической формы с конической
хвостовой частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию
и предохраняет её снаряжение от разрушения. В донной и головной частях корпуса
(реже сбоку) имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Для подвески
на бомбодержатели ЛА к корпусу приварены ушки. У авиационных бомб калибра менее
25 кг подвесные ушки отсутствуют, т.к. эти бомбы применяются в виде кассет
бомбовых, связок бомбовых или из контейнеров многоразового применения. В
качестве снаряжения авиационных бомб в зависимости от их назначения используются
взрывчатые вещества, пиротехнические составы, зажигательные вещества,
отравляющие вещества и др. Стабилизатор обеспечивает устойчивость Авиационной
бомбы на траектории после её сбрасывания с ЛА. Современные авиационные бомбы
имеют перистую, перисто-цилиндрическую или коробчатую форму стабилизаторов. Для
повышения устойчивости на околозвуковых скоростях к головным частям некоторых
типов авиационных бомб приваривается баллистическое кольцо. Для обеспечения
безопасности ЛА при бомбометании с предельно малых и малых высот (25-500 м)
авиационные бомбы часто комплектуются тормозными устройствами жёсткого или
парашютного типа (т. н. штурмовые авиационные бомбы). После сбрасывания такой
авиационной бомбы специальная пружина и воздушный поток раскрывают перья
стабилизатора, придавая ему форму зонта, или из хвостовой части авиационной
бомбы выбрасывается и раскрывается парашют. Это увеличивает время падения
авиационной бомбы и позволяет ЛА уйти на безопасное расстояние от точки взрыва.
Увеличение отставания штурмовых авиационных бомб от ЛА может быть достигнуто
также за счёт работы тормозного ракетного двигателя авиационной бомбы с
направленными вперёд соплами. Действие авиационных бомб у цели или на траектории
обеспечивается взрывателями контактного, дистанционного или неконтактного
действия.
Основные характеристики авиационных бомб: калибр, коэффициент наполнения,
характеристическое время (скорость), показатели эффективности поражающего
действия и диапазон условий боевого применения. Калибром авиационной бомбы
называется её масса, выраженная в килограммах или других единицах (например в
фунтах). В зависимости от массы авиационные бомбы условно подразделяются на
бомбы малого (менее 100 кг), среднего (100-1000 кг) и крупного (более 1000 кг)
калибра. Минимальный калибр авиационной бомбы - менее 0,5 кг, максимальный - 20
т. Коэффициент наполнения (отношение массы снаряжения авиационной бомбы к её
полной массе) у авиационной бомбы с тонкостенным корпусом (противолодочных)
0,6-0,7, с толстостенным корпусом (бронебойные, осколочные) 0,1-0,2.
Характеристическое время (G ) - основной показатель баллистических качеств
авиационной бомбы, выражаемый временем падения авиационной бомбы, сброшенной с
ЛА при скорости 40 м/с в нормальных атмосферных условиях с высоты 2000 м. Наряду
с 0 используется и характеристическая скорость (Ve) - скорость авиационной
бомбы, при которой сила лобового сопротивления численно равна её силе тяжести.
Чем лучше аэродинамические свойства авиационной бомбы, чем меньше её диаметр и
больше масса, тем меньше 0 и больше Ve. Для большинства авиационных бомб 0
составляет 20,25-38,75 с, a Ve - от 700 до 25 м/с. Баллистическая характеристика
авиационной бомбы (0 или Ve) определяет вид её траектории и вводится в
бомбардировочные прицелы при вычислении угла прицеливания. Ожидаемый результат
боевого применения авиационной бомбы зависит от показателей эффективности её
поражающего действия - частных (объём воронки, толщина пробиваемой брони,
температура и количество очагов пожара и т.д.) и обобщённых (среднее число
попаданий, необходимых для поражения цели, и приведённая зона поражения). Эти
показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, который может быть
нанесён цели. В качестве меры ущерба обычно принимается время, в течение
которого цель, получившая поражение, не сможет функционировать как боевая
единица. Диапазон условий боевого применения включает данные о минимальных и
максимальных значениях высоты и скорости бомбометания. Ограничения по их
максимальным значениям определяются условиями устойчивости авиационных бомб на
траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным -
условиями безопасности ЛА и характеристиками применяемых взрывателей.